ПОЛОСА 11

Тоже праздник

Не последняя роль

21 марта в России отмечают День кукольника, а 27 марта – Всемирный день театра

Не последняя роль Не последняя роль
Согласитесь, роли в театре распределяются несправедливо. Над каждым спектаклем работает целая команда, и успех постановки зависит от усилий десятков, а то и сотен человек. Но вся слава достается артистам и режиссёру. А кто придумывал декорации, накладывал актерам грим, регулировал звук и освещение, придумывал и шил костюмы... зрителям зачастую неведомо. Даже в нашем кукольном «Кудеснике» у юных зрителей и то есть свои любимые актёры. А любимых декораторов или костюмеров, к сожалению, нет. Но сегодня мы это упущение попытаемся исправить...

Вера в Закулисье

В рабочих помещениях «Кудесника» даже мне, человеку взрослому, очень интересно. В маленькой комнатушке, прямо как луковицы в сенях, висят гроздьями куклы. Нос добродушного Колобка упирается в самые космы Бабы Яги. Если внимательней присмотреться к декорациям, можно увидеть, что сказочные замки сделаны из обычных пластиковых бутылок, алюминиевых банок и прочего подручного материала. А вот и мастерская, где актерам театра шьют костюмы, и хозяйка здешних владений Вера ЛЕБЕДЕВА.

Вера Лебедева Вера Лебедева

– Здравствуйте, Вера Михайловна!

– Добрый день!

– Что творим?

– Ну, это разве творчество?! Сейчас я готовлю подвязки для сцены. Это монотонная, но необходимая работа. Но вообще-то большую часть своего рабочего времени я шью костюмы для сцены, и это, считаю, уже настоящее творчество.

Вера Михайловна художник-модельер. По долгу службы она одевает сцену (то есть мастерит занавес и прочие сценические принадлежности из ткани) и шьет костюмы для спектаклей актерам. Причем обслуживает Вера Михайловна и кукольную труппу театра, и людей. Первые всегда довольны своими нарядами, а вторым угодить сложнее.

– Обычно на мою работу не жалуются, – рассказывает Вера Лебедева. – Я тщательно снимаю мерки с актеров, учитываю особенности ткани и нюансы спектакля. Чтобы во время представления костюм не треснул по шву, чтобы актеру было удобно работать с куклами, чтобы можно было быстро переодеться и при этом не запутаться в платье. Ведь нашим ребятам иногда за один спектакль приходится по 4-5 раз сменять наряды.

За всё время работы в театре я припомню только один случай, когда парень бурчал, что костюм ему не подходит: тут давит, там жмёт, здесь режет... Но потом он признался, что просто у него было скверное настроение, а костюм ни при чём. В другой раз девушка пожаловалась, что ей не-удобно в новом наряде. А когда присмотрелись, оказалось, что она сарафан задом наперед надела. Хорошо, что это случилось на репетиции.

В своё время Вера Михайловна окончила Благовещенский технологический институт. Была старшим технологом на производстве. Но, как она сама призналась, поток – работа рутинная, простора для творчества никакого. Впрочем, грамоты за рационализаторские предложения она иногда получала. В 91-м году женщина ушла с фабрики по банальнейшей причине: денег не платили. Через центр занятости устроилась в «Кудесник» и отработала здесь три года. Потом какое-то время трудилась на частном предприятии, ибо зарплата в театре скромная, а ей надо было поднимать двоих детей. Но с кукольниками поддерживала самые дружеские отношения и с удовольствием выполняла для них особо сложные заказы. А когда вышла на пенсию, охотно вернулась в свою театральную мастерскую.

– Мне очень нравится здесь работать. Ребята молодые, дружные, весёлые, творческие... Да я и сама актриса в душе. С детства любила переодеваться и устраивать всяческие постановки. Здесь я тоже пробовала водить куклы. Но, знаете, это довольно сложно.

По идее, художник-модельер в театре лишь исполнитель. Главный художник придумывает и набрасывает на бумаге эскиз будущего костюма, а Вера Михайловна эту задумку должна воплотить в жизнь. Но в «Кудеснике» они работают дуэтом. Советуются, обсуждают, выбирают в магазинах ткани, присматривают фурнитуру, вносят в костюмы изменения и дополнения. Бывает, что на выходе получается совсем не то, что задумывали изначально.

Нынешним летом Вера Михайловна отпразднует свой 60-летний юбилей. Наверняка её театральная труппа устроит по этому поводу торжество. Если мне доведётся в это время заглянуть в «Кудесник», я тоже обязательно преподнесу ей небольшой подарок. Что-нибудь эдакое, зелёное. Это её любимый цвет.

Евгений СТЕПАНОВ

 

Куклы вне времени

Свои детские впечатления от посещения кукольного театра, я, к сожалению, не помню. Зато сейчас, будучи взрослой, я смогла попасть в этот удивительный мир, немножко вникнуть в его законы, поговорить со зрителями и познакомиться с людьми, работа которых – играть в куклы.

Куклы вне времени Куклы вне времени

На сцене спектакль про Красную Шапочку, в зале полно маленьких зрителей. Сказка переделана на современный лад: Красная Шапка гуляет по лесу в компании Зайчика, Бабушка сидит дома, вяжет носочки и не боится нападения лесных хищников. Мир, дружба, солнышко. Волк в сказку забрался сам – хамски, бесцеремонно и даже без ведома самих кукольников. Дети в зале затаили дыхание и ждут, что же будет дальше. Спектакль длится 45 минут, но за это время дети успевают погрузиться в мир, где Волк почти что настоящий. Дети верят.

В конце представления на сцену выходят люди, без которых и Шапочка бы песни не пела, и Бабушка в кресле не качалась. Кукольники. Их в театре восемь: четыре девушки и четыре молодых человека. Они умеют превращаться в снежных королев, разбойников, колобков, смешариков... В театре около трехсот кукол, а в репертуаре – пятьдесят спектаклей. Дмитрий АНИЩЕНКО сегодня играл Волка. К своей работе он относится очень ответственно. На вопрос, каково это, быть злодеем, Дима отвечает с улыбкой:

– Мой волк не такой уж и злой. Хотя, рычать, конечно, умеет. В жизни его персонаж тоже иногда прорывается во мне, если совсем рассвирепею.

Волк мне всегда был симпатичен. Но поуправлять этой куклой у меня не сильно получилось. «Злодей» не очень тяжелый, но сделать так, чтоб у него шевелились руки и выскакивали глаза, я не смогла. Как при этом ещё и петь, рычать, разговаривать?! А кукольники могут!

– Всё зависит от способностей человека. Кто-то может научиться за месяц, кто-то – за два. Чтобы вдохнуть в куклу жизнь, мало уметь совершать определенные механические действия. Бывает, кукла заваливается на бок, бывает поворачивается не в ту сторону. Репетиции помогают исправлять эти ошибки, – рассказывает директор театра «Кудесник» Александр КИРИЕНКО. – Коллектив у нас дружный. Дольше всех, лет четырнадцать, работает с куклами Елена Фёдорова. Есть сотрудники в кукольном деле новые. Но ребята все поющие, талантливые. Когда я пишу сценарии спектаклей, у них спрашиваю, что и как можно сделать, чтобы ещё больше заинтересовать детей.

Во время выступления важны все актеры. Неважно, добрые они или злые на сцене. За сценой важен даже тот, кто поворачивает декорации-ёлки. Маленький зритель от всех этих тонкостей и премудростей освобождён. О том, насколько популярно кукольное искусство в наш компьютерный век, малыши рассказывают сами. Восторг ребенка в двух словах передать невозможно. Саша ЦИЛИКИН любит современных героев – покемонов и прочих телевизионных монстров японского происхождения. Но и куклы вызывают у него бурю эмоций:

– Мне понравился спектакль, что всё хорошо закончилось. Понравился охотник, пусть он был и не кукольный, зато с ружьём. Красная Шапочка красивая. И Волк понравился: он не злой, просто хочет поиграть. Хорошо, что он убежал в окно и никто не смог его поймать.

Мама Саши, Елена ЦИЛИКИНА, о популярности кукольных представлений говорит с точки зрения взрослого человека.

– В кукольный театр приходим, потому что эти сказки учат добру, справедливости. Это никогда не перестанет быть популярным. Люди, которые здесь работают, самые настоящие молодцы. Потому что они делают нужное и важное дело. Очень нравится, что они и сами на сцену выходят как актеры. В их профессиональный праздник желаю им ещё большего энтузиазма. Ведь, насколько я знаю, зарплата у них не очень большая. Спасибо им за работу!

На вахте театра лежит большая книга отзывов. Сколько там теплых слов в адрес кукольников!

– К нам приезжали и из Красноярска, и из Хабаровска, и из других городов. Пишут отзывы, благодарят. Есть постоянные посетители. Кукольное дело всегда будет пользоваться успехом. Моя внучка, ей три года, сегодня вся изревелась – до того хотела на спектакль пойти. Пусть дети сейчас и любят посидеть у компьютера или телевизора, а театр всё равно побеждает, – говорит главный администратор «Кудесника» Ирина СУСЛОВА.

Фойе наполняется шумом детских голосов, хотя всего минуту назад в зрительном зале стояла тишина: все ждали, чем же закончится спектакль. Победила, как всегда, дружба. И добро, которое так искренне несут нам кукольники.

Катерина ТЮЛЬКИНА