ПОЛОСА 7

Из первых уст

Стратегия правильной конкуренции

О нарушениях на областном рынке товаров и услуг рассказала Елена РУСАНОВА, временно исполняющая обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по ЕАО.

Состоявшаяся пресс-конференция была посвящена перспективам развития системы антимонопольного регулирования и повышению её эффективности. Такая тема была подсказана жизнью. У многих предпринимателей немало вопросов, связанных с ущемлением их прав на рынке товаров и услуг и не всегда свое-временным реагированием на это контролирующих органов.

В июле ФАС утвердила Стратегию развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 годы.

– В полном объеме этот документ размещен на сайте Федеральной антимонопольной службы, а также в электронных правовых системах. С ним может ознакомиться любой желающий. Стратегия оговаривает несколько приоритетных направлений развития конкуренции в нашей стране. Это важно не только для предпринимателей, но и для потребителей товаров и услуг, – отметила Елена Русанова.

За примерами ситуаций, в которых антимонопольное законодательство пока ещё пробуксовывает, ходить далеко не нужно. Это подтвердила дискуссия, развернувшаяся между журналистами и руководством регионального управления ФАС России.

Самым злободневным, пожалуй, стал вопрос, связанный с повышением цен на продукты в подтопленных сёлах автономии.

– Эту ситуацию наше управление отслеживало с самого начала паводка, – объяснила Елена Николаевна. – Как бы то ни было, нарушений антимонопольного законодательства на территории ЕАО в этот период не выявлено. Жалобы от населения поступали. Правда, сперва в Москву, в приемную Президента, минуя местные органы власти. А уже оттуда возвращались в правительство области и далее – к нам. Таких жалоб было несколько. В частности, от жителей Амурзета: «В селе взвинтили цены на 50 процентов!» Ещё одно обращение передали сотрудники полиции, которым по телефону анонимно сообщили о подскочивших ценах на воду. 13 сентября сотрудники УФАС по ЕАО побывали с проверкой в Октябрьском районе, 16-го – в Ленинском. Ранее проверяли оптовиков, работающих на базе по Брянской улице в Биробиджане. Нарушений не выявлено ни в их работе, ни в работе розничной сети. Цены в магазинах сёл, оказавшихся в подтоплении, действительно повышались на некоторые группы товаров. Ситуацию отслеживали органы местного самоуправления – делали обход магазинов с периодичностью два раза в неделю. Если случался ценовой скачок, разбирались. Часто оказывалось, что в магазине закончились дешёвые товары и остались только дорогие. Например, вместо обычного риса – шлифованный в фабричной упаковке. Жители махом раскупали то, что дешевле, а предприниматели не могли в условиях паводка выехать на базы Биробиджана или Хабаровска и докупить необходимое в нужном объёме.

Другой резонансный вопрос связан с рекламным баннером, в тексте которого было использовано слово из специфического лексикона, явно далекого от общепринятых этических норм. Скандальность ситуации связана с тем, что нарушитель до сих пор не известен.

– Эксперты – лингвисты местных вузов уже дали предварительное заключение по поводу допустимости слова, которое было использовано на баннере, – комментирует исполняющая обязанности руководителя УФАС по ЕАО. – Бурно отреагировали и горожане. На нас обрушился шквал возмущенных звонков. Наверное, и в мэрию города тоже: баннер был снят на следующий день после того, как появился. Мы сразу же попытались установить: кто заказчик, кто выиграл аукцион, чьё это место. Но из комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии получили устный ответ: «Ничего не знаем, никому ничего не давали». Сделали официальный запрос, в том числе в полицию. Рассчитываем на видеозаписи с камер, расположенных у торгового центра. Наверняка они зафиксировали номера машин, принадлежащих нарушителям.

Прозвучали вопросы, связанные с рынком рекламных услуг и затрагивающие интересы рядовых жителей. В частности, допустимо ли звуковое сопровождение при трансляции рекламы на уличных мониторах и не создает ли это угрозы для здоровья и благополучия находящихся поблизости. Например, для тех, кто переходит дорогу и вдруг отвлекается на шум с большого экрана.

– На сегодняшний день этот вопрос окончательно не урегулирован, – признала Елена Русанова. – Чтобы контролировать ситуацию, нужен соответствующий технический регламент, но его пока нет. Соответственно, нарушения не смогут зафиксировать ни сотрудники нашего управления, ни специалисты Роспотребнадзора, которые отслеживают санитарное благополучие. Правда, в Законе о рекламе есть статья, устанавливающая: реклама не должна быть громче среднего уровня звука прерываемой передачи. Но это относится в первую очередь к теле- и радиопродукции.

С наполнением телеэфира был связан ещё один вопрос, который поднимает проблему дискриминации на рынке рекламных услуг. В частности, как объяснил обратившийся за разъяснением предприниматель, «...в телеэфире одного из местных каналов периодически появляются кальян, пиво и так далее. И как ни объясняй потом клиенту, что это незаконно, он стоит на своем: вы – непрофессионалы, потому что не можете это показать, а они – профессионалы».

– Мы отслеживаем телевизионные ролики, которые выходят на местных каналах. Нам приносят видеозаписи, потому что сотрудники нашего управления не в состоянии целыми днями сидеть перед телевизором. Хотя стараемся следить за всем, что происходит в эфире. Если нарушение происходит на ваших глазах, позвоните нам, скажите: что, где и когда вы видели. А мы эту информацию проверим. И если есть нарушение – привлечем к ответственности, – говорит исполняющая обязанности руководителя УФАС по ЕАО.

Что касается ответственности рекламодателей и рекламораспространителей за недобросовестно опубликованные сведения, то здесь не всё однозначно. В некоторых случаях наказание предусмотрено обоим участникам рекламного процесса, в других – только владельцам рекламного сообщения.

– В случае со скандальной социальной рекламой к ответственности можно будет привлечь только рекламодателя, – подытожила беседу Елена Русанова. – А вот если на баннере, рекламирующем медицинские услуги, отсутствует информация о противопоказаниях, наказание понесет и владелец рекламных конструкций.

За последние полгода, как прозвучало в ходе пресс-конференции, специалисты УФАС ЕАО рассмотрели семнадцать фактов различных нарушений в сфере антимонопольного законодательства. Причем только об одном из них стало известно из заявления граждан. В остальных случаях сотрудники антимонопольной службы выявляли нарушения сами. Тем не менее в управлении готовы выслушать всех, кто столкнулся с ущемлением прав в сфере предоставления и оказания услуг, когда это ставит в неравные условия участников рыночных отношений. В ряде случаев принимаются и анонимные сообщения.

Алексей МАРКЕЕВ

 

Прямая речь

Для тех, кто хочет уехать

Уважаемая редакция! К вам обращается житель Ивановской области с просьбой разместить объявление в вашей газете.

Я и моя семья внимательно следим по телевидению за событиями, которые происходят в вашем регионе во время разгула стихии. И тут же возникает вопрос: «Как население будет обеспечено жильём, ведь зима скоро постучится в двери? И не повторится ли подобное в будущем?»

У меня есть в собственности земельный участок площадью 18 гектаров. На этом участке ранее размещался военный городок (четыре 3-квартирных одноэтажных дома и другие постройки). В настоящее время почти ничего не осталось.

Если у вас найдутся желающие переселиться в более спокойный регион, то, организовав кооператив, можно на этом участке разместить с десяток домов индивидуальной застройки с хорошим земельным наделом. Сейчас у нас такие дома строят очень быстро. К участку есть отличные подъездные пути (асфальтированная дорога), возможность подключения ЛЭП, имеется автономное водоснабжение и канализация. Рядом проходит линия газопровода. В двух километрах проходит федеральная автодорога Иваново – Ярославль, около которой расположен посёлок городского типа Писцово. В 200 м от участка – с. Бутово (почта, магазин и фельдшерский пункт). Участок по периметру имеет бетонные столбы ограждения, внутри настоящая парковая зона с насаждениями, есть небольшой водоём (80 х 70 м).

Расстояние от участка до областного центра Иваново – 20 км, до Ярославля – 80 км, до Москвы – 220 км, так что работой будете обеспечены.

Мы очень сопереживаем вам в данной ситуации и будем рады видеть вас в нашем приветливом и спокойном краю.

С уважением, ПОНОМАРЁВ Евгений Сергеевич

Адреса и телефоны, по которым можно выйти на связь с Пономарёвым Е.С., спрашивайте в редакции «Ди Вох».