ПОЛОСА 12

Презентация

Все мы немножко лузеры

В кинотеатре «Родина» состоялась премьера фильма «Географ глобус пропил»

Кадр из фильма «Географ глобус пропил» Кадр из фильма «Географ глобус пропил»

Новый фильм режиссёра Александра Велединского, запомнившегося немногим зрителям (по причине плохого проката) лентами «Живой», «Русское», ещё до премьеры обласкан различными отечественными фестивалями. Только на престижном «Кинотавре» он победил в пяти номинациях, включая главную. Причём отмечен он не только наградами профессионалов, но и несколькими призами зрительских симпатий.

Из простого пересказа сюжета невозможно понять, чем выделяется «Географ» в потоке современной российской кинопродукции. Провинциал с дипломом биолога, работавший в заводской библиотеке и уволенный по причине закрытия предприятия, устраивается учителем в школу. Для мужчины не первой молодости, да ещё и периодически злоупотребляющего спиртными напитками, это может означать последнюю ступень перед окончательным падением. В новой России таких называют хлёстким словом «лузер», в переводе с английского «проигравший». Ниже на социальной лестнице располагаются только бомжи.

Нельзя сказать, что представители этого социального слоя не появлялись в российском кино. Одним из первых его вывел на экран ещё в 1991 году Эльдар Рязанов в «Небесах обетованных». «Господи, ни охнуть, ни вздохнуть», – песня из этого фильма стала лейтмотивом менее талантливых, но довольно многочисленных лент перестроечного времени о «судьбе народной». Но постепенно неудачники ушли на задний план, стали этакими комическими персонажами, оттеняющими благородство новых главных героев: удачливых бизнесменов, занимающихся невесть чем, но живущих в красивых апартаментах и превращающих милых золушек в счастливых принцесс.

Пермский писатель Алексей Иванов написал роман «Географ глобус пропил» в 1995 году, а напечатал лишь в 2003-м. В хоре «чернушников» роман выделялся не только юмором, но и оптимистичной интонацией, казалось бы, ни на чём не основанной: Виктора Служкина, главного героя, жена разлюбила, коллеги не уважают, ученики не воспринимают всерьёз. История географа отличалась ещё и реалистичным отражением исконной жизни – той, что жило тогда большинство россиян.

Кадр из фильма «Географ глобус пропил» Кадр из фильма «Географ глобус пропил»

Не заинтересовала эта история и кинематографистов. Но оказалось, что она, вроде бы укоренённая в перестроечном времени, удивительно современна сегодня. Настолько, что авторы фильма легко перенесли действие в наши дни. Сюжет от этого только заиграл новыми красками. На задний план ушла тема выживания в условиях «волчьего капитализма», остро звучавшая в 90-е годы.

За постперестроечный период всё как-то устаканилось. Теперь россияне делятся на две неравные части. С одной стороны – сравнительно небольшая кучка тех, кто считает себя хозяевами жизни, сливками нации и с презрением относится к тем, кто не сумел ухватить судьбу за хвост. С другой – подавляющее большинство, которое не любит эти «сливки», клянёт их последними словами, но при этом приспособилось к жизни в новых условиях. Одни лучше, другие хуже, но так было всегда, и в этом смысле большинство из нас живёт «нормальной» жизнью.

Авторы многочисленных телефильмов безуспешно пытаются представить «сливки» положительными героями нашего времени, однако выдуманные сусальные «деловые люди» не затрагивают ни ум, ни сердце. А вот типичный лузер Виктор Служкин в замечательном исполнении Константина Хабенского, пожалуй, может стать таким же образом нашего безвременья, каким стал в годы застоя герой Олега Янковского из «Полётов во сне и наяву». Ведь каждый из нас, перефразируя Маяковского, немножко лузер. Помните лошадь, которая «рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла»?..

Михаил КЛИМЕНКОВ