ПОЛОСА 8

Что к чему

Всегда нужен, но не всегда в цене

Плюсы и минусы медицинского образования

«Доктору хорошо, а юристу – лучше, в адвокаты я б пошёл, пусть меня научат»... Упс! Кажется, товарищ Маяковский и словом не обмолвился, как хорошо быть правоведом. Но жил бы поэт в наше время – ему бы быстро растолковали, кем сейчас быть действительно хорошо, а кем – не так чтобы очень. Прозой жизни бы объяснили, цифрами и фактами.


Может быть, кто-то из нынешних воспитанников Григория Николаевича Гладышева тоже поступит в медицинский вуз.

ПРЕДЛАГАЮ ОЗНАКОМИТЬСЯ с нижеприведённой таблицей. Это, друзья, данные о сдаче ЕГЭ выпускниками автономии в 2014/2015 учебном году. Обратите внимание, что 645 человек – почти две трети выпускников – выбрали экзаменом обществознание, 229 – историю. То есть те предметы, которые требуются, чтобы поступить, скажем, куда-нибудь на юрфак. А вот обязательную к сдаче математику треть завалили. Физику – чисто техническую, инженерную дисциплину – сдавали почти на четверть меньше, чем в прошлом году. Химию и биологию, науки столь необходимые врачам, выбрали 49 и 97 человек соответственно, что тоже значительно меньше прошлогодних показателей. Приведённые цифры эти, конечно, не несут полной информации, кто на кого пошёл учиться, но о предпочтениях молодых людей по ним судить уже можно вполне.

– Да, сейчас выпускники гораздо чаще на ЕГЭ выбирают гуманитарное направление, – согласилась начальник отдела областного комитета образования Ольга СУРМЕНКО. – Идут учиться на юристов, менеджеров... Притом что этих специалистов на рынке труда уже переизбыток, устроиться по полученной специальности довольно сложно. А вот в те же медицинские вузы идут учиться неохотно, хотя в стране работают специальные целевые программы, так что отучиться на врача можно за счёт Министерства здравоохранения, да и вакансий всегда хватает.

На момент нашей беседы Ольга Михайловна не владела полной информацией, сколько ребят из ЕАО в нынешнем году поступили в медицинские вузы. Но констатировала: если молодой человек ориентирован на то, чтобы стать врачом, профильные предметы ему надо зубрить дополнительно с репетитором. К сожалению, полученных в школе знаний для поступления в медуниверситет часто уже недостаточно. Средний балл поступивших – от 165 до 245 по сумме трёх обязательных экзаменов: химия, биология, русский язык.

О ТОМ, КАК РАБОТАЮТ целевые медицинские программы, мне рассказала начальник отдела правового и кадрового обеспечения управления здравоохранения ЕАО Ирина КОМЛЕВА:

– Каждый год Министерство здравоохранения предоставляет нам бюджетные места в двух учебных заведениях: Амурской государственной медицинской академии и Дальневосточном государственном медуниверситете. В нынешнем году мы получили тринадцать бюджетных мест в Хабаровске: пять – на лечебном деле, пять – на педиатрии, два – на стоматологии, и одно для фармацевта. И шесть мест в Благовещенске: четыре – лечебное дело, два – педиатрия. На эти места претендовали 35 человек. Комиссия по результатам ЕГЭ отбирает лучших кандидатов. Обязательное условие обучения: по окончании вуза специалист должен вернуться в ЕАО и отработать пять лет в городском медучреждении или три года в сельской местности. До сих пор эта программа действует довольно успешно: все наши студенты по окончании вуза возвращались в область, нередко уже с супругами, тоже врачами.

Право, отрадно, что государство хотя бы таким образом решает кадровую проблему в здравоохранении. Согласитесь, немного найдется вузов, где можно выучиться за государственный счёт. Только дальнейшие перспективы у молодых врачей не особо радужные. Вот, к примеру, объявление о наличии вакансий с сайта областной больницы.

- Требуются врачи (терапевт, акушер-гинеколог, неонатолог, невролог, нейрохирург, анестезиолог-реаниматолог, патологоанатом, УЗИ, рентгенолог, нефролог, травматолог-ортопед, хирург).

- Требуются специалисты из Амурской области (предоставление жилья, подъёмные (программа), достойная заработная плата, возможно дополнительное обучение): врач-кардиолог (высшее образование), заработная плата – от 20 000 руб. (посменная работа) – 2 человека; врач-терапевт (высшее образование), заработная плата – от 20 000 руб. (посменная работа) – 4 человека...

И в других больницах, уверяю, тоже наблюдается нехватка специалистов. И нетрудно догадаться почему. Обратите внимание на оклад врачей: получить более-менее приличное жалование можно, если взять на себя непомерную нагрузку – с операциями, ночными дежурствами и прочими бдениями. А ведь не каждый такое сможет выдержать.

УЧИТЕЛЬ ХИМИИ одиннадцатой биробиджанской школы Григорий ГЛАДЫШЕВ не убеждает своих подопечных надеть белые халаты, но тем, кто такое желание имеет, базовые знания даёт серьёзные. В этом году три его ученика поступили в медицинский.

– Для меня уровень благополучия государства всегда определялся состоянием образования и здравоохранения, – рассуждает Григорий Николаевич. – Времена изменились, в нашей стране теперь растёт поколение прагматиков, а не романтиков, какими были дети 60-70-х. Всё измеряется категориями «нужно – не нужно», «выгодно – не выгодно»... И профессия врача, к сожалению, стала невыгодной. Во-первых, очень тяжело в медицинский вуз поступить – это если не за деньги, а, как положено, за знания. Нужна действительно очень серьезная подготовка. Во-вторых, очень тяжело и очень долго в меде учиться – шесть-семь лет. Там одних анатомий четыре штуки, латынь, химия... Это зубрить надо днями и ночами. Далее – практика, операции, ночные дежурства... Многие медалисты и то не выдерживают таких нагрузок, уходят. Ну и, конечно, по окончании меда – громадная ответственность за жизнь и здоровье людей при довольно скромной зарплате.

Григорий Николаевич объяснил, что раньше в школах был единый стандарт образования, поэтому знаний, полученных на уроках при должном усердии, вполне хватало, чтобы поступить в медицинский вуз. Сегодня многое отдаётся на откуп руководству школы. В своём учебном заведении директор может сделать упор на филологию, на математику с физикой, а может – на химию с биологией. И в зависимости от того, в какую школу и к какому учителю попадёшь, такая база и будет. Со своими воспитанниками, объявившими, что желают идти в медицину, Гладышев занимался дополнительно.

Антон ПШАНО тоже из 11-й школы. Когда-то, говорит, очень хотел стать моряком, а в выпускном классе резко передумал – понял, что отсутствовать дома подолгу ему совсем не хочется, и выбрал медицину.

– Никем другим я себя больше уже не представлял, кроме как врачом, – сознался Антон. – Ну а поскольку решение я принял в 11-м классе, на профильные предметы пришлось приналечь. Той же химией я много занимался с репетитором. В итоге сдал биологию на 64 балла, химию – на 72 и поступил на лечебное дело. По окончании университета я хотел бы работать ортопедом, травматологом или, как вариант, военным врачом. Что касается низкой зарплаты, проблем с жильём и тому подобного, так ведь мне учиться ещё целых семь лет. И я уверен: что-то в отечественном здравоохранении обязательно поменяется, так будет не всегда.

И тут я с Антоном солидарен. Мне тоже кажется, что те, кто сейчас идёт учиться на врача, поступают дальновидно. Не должно так быть, чтобы доктор, даже пускай совсем молодой и неопытный, получал наравне с продавцом и кондуктором. Так будет не всегда.

Евгений СТЕПАНОВ