ПОЛОСА 8

Наши люди

Симфония души и «Свет надежды»

Композиторские эксперименты Леонида Якимова

Ему семнадцать. Он с отличием окончил детскую музыкальную школу по классу фортепиано, самостоятельно освоил технику игры на электро-гитаре и теперь создает музыкальные произведения в стиле хард- и блюз-рока. В октябре 2015 года Леониду Якимову в числе семи представителей талантливой молодежи Еврейской автономной области была присуждена премия Министерства образования и науки Российской Федерации.

2011 – первое место по сольфеджио во II Олимпиаде среди учащихся образовательных учреждений сферы культуры и искусства Еврейской автономной области;

2012 – лауреатство второй степени III открытого конкурса «Наследники традиций» имени Вячеслава Соболевского (г. Хабаровск) за выступление в фортепианном дуэте;

2013 – лауреатство третьей степени IX Международного конкурса музыкантов и вокалистов «Золотой Феникс» (г. Санкт-Петербург);

2014 – победитель в номинации «Я – автор» областного фестиваля творческой молодежи «Наше поколение».

АККУРАТНАЯ модельная стрижка, джинсы и батник светлых тонов и никакой рокерской атрибутики: кулонов, цепей, браслетов... Нотные тетради с аккуратными надписями на обложке и полным сумбуром нотных знаков, подчеркиваний и пометок внутри аккуратно уложены на верхнюю крышку пианино. И только электрогитара – единственное, что указывает на серьёзность увлечения хозяина комнаты рок-музыкой – торжественно занимает почётное место возле стеллажа с наградами, дипломами и грамотами.

Музыкой, что вдохновила Леонида на эксперименты, стала баллада Scorpions «Ветер перемен». Диск с записью концерта этой рок-группы 12-летние мальчишки – Лёня и его друг – поставили как музыкальное сопровождение к какой-то компьютерной игре «на джойстиках».

Первые музыкальные композиции, говорит, написал на одном дыхании, рисуя музыкой настроение и ощущение мира. Сложнее было эти работы оформить в виде партитур, ведь в обычной музыкальной школе этому не учат. Однако педагоги Леонида Елена Петровна Болтыбаева и Инна Леонидовна Шнайдерман поддержали начинающего композитора, за что он своим учителям очень благодарен.

ПЕРВОЙ его гитарой стала обычная акустическая – её Леониду подарил дядя по матери. Для рок-композиций она не годилась: не было необходимой силы звучания. Тогда родители купили ему простенькую электрогитару. Она сослужила добрую службу: с ней написаны первые музыкальные треки. Летом этого года Леонид получил в подарок брендовую электрогитару Ibanez. Качество звучания этого инструмента значительно выше, чем у предыдущего, и юноша спешит улучшить свои композиции.

Понимание роли семьи в этом случае можно сравнить с опорным узлом фортепиано. Она несёт нагрузку натяжения всех «струн» и служит основой для крепления всех «деталей». Рождение у Якимовых второго ребёнка не отразилось на взаимоотношениях между родителями и старшим сыном, не разделило их. Напротив, при явном преобладании «авторитета» одиннадцатимесячного Мишки, Леонид с трогательной заботой дарит ему свою любовь, отмечая, что наравне с родителями несёт ответственность за благополучие младшего брата.

На вопрос, когда он понял, что собственное детство закончилось, молодой человек улыбнулся:

– Когда отец подарил мне, одиннадцатилетнему, на Новый год волнистых попугайчиков и сказал, что Дед Мороз – это сказки для маленьких.

Несмотря на выдержанность манер юноши, в его образе ещё легко угадываются по-детски непосредственные черты характера: открытость, доброта, смешливость. Свои самые тёплые воспоминания он связывает с летними каникулами у прабабушки и прадедушки. С почти детской мечтательностью неторопливо перебирает вслух: «Глубокие сумерки, Млечный путь прямо над бабушкиным двором... И мысль: как здорово было бы оказаться там, среди звёзд, рассмотреть всё вблизи, потрогать...»

Любование звёздным небом подогрело интерес Леонида к астрономии и желанию проникнуть в тайны звёзд, а тяга к теоретической физике побудила его к философии об упорядочивании хаоса. На другие увлечения у него мало времени. Родители сетуют: впереди единый государственный экзамен, а он, кроме музыки, ни о чём думать не хочет! И в то же время горды, поскольку предмет гордости очевиден: Леонид написал симфонию в четырёх частях, сам записал все оркестровые партии с помощью миди-клавиатуры – от виолончели и арфы до ударных инструментов. Работая с классикой и роком, написал несколько поп-мелодий. Собственно, это уже песни: к музыке есть слова.

Я имела возможность послушать симфонию и одну из песен. Моё отношение к услышанному: по-доброму красиво, душевно, без агрессии. Когда-нибудь своё мнение о произведениях Леонида Якимова выскажут и профессиональные музыкальные критики.

Вопрос о его будущей профессии пока открыт. Твёрдого убеждения, что музыка – это единственно правильный выбор, нет даже у него самого. Вполне по-взрослому Леонид размышляет о том, что решение даже обычных бытовых вопросов невозможно без материальной основы, а реализоваться в качестве музыканта или композитора, который будет востребован, очень сложно. В чём юноша уверен, так это в том, что, независимо от выбора профессии, ничто не сможет повлиять на его увлечение музыкой. Нужно лишь правильно распределить время, силы, возможности.

К ОКОНЧАНИЮ беседы мне было понятно, почему именно хард-рок стал вдохновением для реализации музыкальных возможностей Леонида, а он подтвердил мою догадку:

– Хард- и блюз-рок не содержат агрессии и пессимизма. Наоборот, они дарят позитив, несут в себе ритм – темп дня, темп жизни. Именно это ощущение я пытаюсь передать своей музыкой. Даже название моих композиций идёт в определенной последовательности: сначала это «Ничто не вечно», потом «Свет надежды» и заключение Perpetuum Mobile, «Вечный двигатель». В этом есть особый смысл, ведь понимая и принимая, что ничто не вечно, тебя всё равно греет свет надежды. Нельзя разочаровываться настолько, чтобы не верить в собственные силы. Чудеса можно творить самому, если прилагать усилия для достижения цели. Весь жизненный путь должен сопровождаться светом надежды из детства, ведь он уже сам по себе свет, зажжённый когда-то.

Я удивилась столь философски оформленному мнению, но Леонид не отступал:

– Любое искусство – это философия. Невозможно схематично выразить своё состояние души или настроение, для этого требуется оформление в виде прозы, поэзии, живописи. Я пытаюсь выразить своё отношение к жизни музыкой.

Немного подумав, смущаясь, юноша достал и протянул мне обыкновенную школьную тетрадку на двенадцати листах – личный дневник с первыми его рассуждениями о смысле жизни, целях и ценностях. Я не позволила себе даже взять его в руки. Такая трогательная доверчивость сама по себе дорогого стоит, а чистота помыслов и доброта в дополнительных подтверждениях не нуждаются.

Елена КРИВОШЕЕВА