ПОЛОСА 8

Слово и дело

Инженерные «ясли»

Воспитанники кружка робототехники при первой биробиджанской школе привезли призовые места с «Робофеста»

Открытый фестиваль робототехники и технического творчества собрал в Хабаровске всех заинтересованных в развитии робототехники на Дальнем Востоке. В рамках фестиваля прошли соревнования для ребят, не достигших 16 лет. Они-то и назывались «Робофестом». Около 150 школьников из Хабаровского края и ЕАО соревновались в десяти номинациях.

– НАШИ МАЛЬЧИШКИ так волновались, что почти не спали ночью перед соревнованиями! Уже на месте они решали, как улучшить скорость движения своего робота, – с оживлением рассказывает руководитель кружка Наталья СИМОНЕНКО.

Шагающего робота в соответствующей номинации представили Александр Попов, Михаил Штепа и Никита Нечаев. Им по 11-12 лет. Итог конкурсного выступления – диплом за первое место.

Среди 12 участников другой номинации – «Траектория «Старт»» – наш Герман Зверев занял второе место.


Михаил Штепа (слева) и Никита Нечаев.

В номинации Junior FIRST LEGO League, где соревновались ребята от пяти до девяти лет, команда биробиджанских дошкольников – Артур Гольман, Александр Киянов, Игнат Малашенко, Степан Слюсарь, Александра Ступникова и Никита Сысоев – представила проект «Парк развлечений». В целом действующие модели качелей-каруселей жюри впечатлили, не хватило, пожалуй, только публичной презентации. Понятно, что опыта выступлений перед аудиторией у 5-6-летних мальчиков пока никакого, однако это не помешало им опередить несколько команд и занять второе место. Уступили малыши нашему же первокласснику Илье ГАВРИКОВУ (на переднем плане основного фото).

– Я очень люблю робототехнику. Для соревнований построил машину, которая умеет ездить, поднимать ковш. У неё горят фары и опускаются опоры. Родители мне теперь подарили ещё один набор. Он сложнее этого, но мне интересно очень, – поделился семилетний Илья.


Идёт отладка программы робота на поле «Траектория».

Свою победную модель мальчик начал строить вместе с отцом. На занятиях в кружке пришла идея заставить машину двигаться. Так простая «домашняя» модель стала  конкурентоспособной.

ПЕРВЫЕ ЗАНЯТИЯ кружка робототехники при школе № 1 прошли три с половиной года назад, во время летних площадок.

– Родителям часто мешает убеждение, что конструктор «Lego» – это игра. Lego Mindstorms NXT – учебный комплекс для начинающих робототехников, кибернетический конструктор. Он помогает изучить основы конструирования, программирования и автоматического управления, – отмечает Наталья Симоненко. – Уроки любого уровня можно найти в интернете и удостовериться в серьезности всего мероприятия. Многие родители, как только слышат «конструктор Lego», начинают отказываться, утверждая, что не могут позволить ребёнку слишком дорогие игры. И это проблема. А ведь знания легче усваиваются через игру – это особенность детской психики. Робототехника – идеальный вариант для достижения очевидных результатов.

Для начала школа приобрела девять наборов Lego. Стоимость одного уже тогда составляла около 23 000 рублей. Примерно полгода Наталья Викторовна, учительница информатики, что называется, набивала руку. Примерно через полтора года к процессу подключилась её коллега Елена Левшенкова. Сегодня пришкольный кружок по робототехнике – это две наставницы и чуть более ста детей от пяти до пятнадцати.

Занятия проходят в учебном классе. Модели собирают за партой, но в деле их проверяют, конечно, на полу. Ребята изучают особенности их движения по имеющемуся покрытию и корректируют программу или конструкцию. Рабочий гам в кабинете никому не мешает. Когда роботы готовы, команды соревнуются между собой.

Обычно кружковцы работают группами по три человека. Но семиклассники Иван ДАНЧЕНКО и Дмитрий ДОЛГОВ (на основном фото за второй партой, Дмитрий слева)  привыкли делить ответственность на двоих. Говорят, всегда любили собирать из конструктора машины. Когда узнали про кружок, решили прийти вместе. Занимаются второй год. Спорят редко – научились быстро договариваться

– Я больше занимаюсь программированием, мне это очень интересно. После школы думаю поступать в инженерный университет и продолжить работу с роботами, – уточнил Иван.

По мнению педагогов, интерес к инженерным кружкам у детей очевиден. В текущем году среди ребят подготовительной группы детских садов – будущих учеников школы № 1 – набрали коммерческую группу кружка по робототехнике.

– С ребятами этого возраста особенно интересно заниматься, потому что их головы не забиты условностями. Детская непосредственность помогает найти новые инженерные решения, – поделилась руководитель кружка.

На малышей педагоги делают большую ставку. Во многих российских регионах это отработанная тактика: ребята с детского сада познают основы робототехники, в школьный период улучшают знания, а после школы выбирают профильный университет. Именно такой путь выглядит наиболее конструктивным в подготовке грамотных инженеров.

ПОБЕДИТЕЛИ «РОБОФЕСТА» приглашены на конкурс в Москву. Перелёт и проживание в столице – за свой счёт, и такие траты кружковцам уже не по карману. Ребята, конечно, очень хотят участвовать. Их увлечение – отличный компромисс между детским желанием играть в машинки и компьютер и амбициями родителей на лучшее будущее для своих чад. В этих ребят родители и так вкладываются по мере сил, так что надежда только на спонсоров. Может, кто-то располагает возможностью помочь нашим умникам представить свои работы в Москве? Глядишь, вырастут инженерами и прославят не только своё имя, но и ваше.

Варвара МУРАШКИНА