ПОЛОСЫ 8 - 9

Наши люди

Всё началось со слона

Вам придётся поверить: это картины, а не фото! О карандашных портретах Ирины Бороденко

Говорят, что Всевышний никого из людей не обидел талантом. Кого-то наградил необыкновенным голосом, другого одарил редкостными физическими данными, в  третьего вложил стихотворный слог… Перечислять можно до бесконечности. И если человек вовремя раскрыл в себе дар, желает его развивать, и наставник достался ему хороший, да ещё и всё это дело помножено на усидчивость и трудолюбие, то такой человек достигнет очень-очень многого.

Моя новая знакомая – художница из Биробиджана Ирина Бороденко – только в начале своего творческого пути. И хоть я не великий специалист по части живописи, но глянул на её картины и уверовал, что у этой девушки большое будущее. А раскрыть её творческие способности помог…... слон.


Первый опыт рисования белым карандашом.

– В первом классе на уроке нам дали задание нарисовать любимую игрушку, – вспоминает Ирина. – Я нарисовала слона, была у меня дома такая фигурка. Так учительница потом ходила по школе и показывала рисунок своим коллегам. А мне сказала непременно передать родителям, чтобы меня записали в художественную школу.


А это первый портрет, выполненный угольным карандашом.

Профессия художника может быть очень даже прибыльной, ежели суметь раскрутиться. Но пока, увы, в нашей стране очень немногие из творческой братии могут рассчитывать на стабильный доход. Поэтому любимым делом художники занимаются в свободное время, а в качестве основной осваивают профессию более прозаическую. Ирина в этом плане нашла для себя золотую середину. По окончании школы она поступила учиться в хабаровский ТОГУ на «Архитектурный дизайн». Специальность тоже творческая, требующая тонкого художественного вкуса, а с другой стороны – вполне себе земная, с хорошими перспективами и достойной зарплатой. Благо, девушка преуспела не только в рисовании, но и во всех других школьных предметах, так что по конкурсу прошла вторым номером, заняв бюджетное место.


На портрет этой девочки ушло всего шесть часов.

Рисует Ирина в основном карандашом, но, говорит, что достаточно уверенно владеет и другими техниками. И конечно, она пробовала себя в разных жанрах. Но именно в университете девушка, как говорится, оседлала своего конька.


Из зоопарка. Хамелеон – идеальный натурщик, вообще не двигается.

– Почти всё время, что я училась в вузе, у нас был рисунок. Мы часто выезжали на зарисовки в разные города, много я рисовала сама – дома или выбиралась на пленэр. А на пятом курсе я всерьёз увлеклась портретами. Теперь рисую в основном их.


«Вспоминая жизнь». 2014 г.
Первая конкурсная работа Ирины Бороденко – портрет её хабаровского преподавателя по проектированию Сергея Михайловича Буркова. Писала она его специально для престижного датского конкурса имени пивовара Якобсена. Работа прошла несколько отборочных этапов, демонстрировалась на престижной российской выставке, была удостоена наград, но на финал в Данию, к сожалению, не поехала.

Не знаю, смогла бы Ирина Бороденко реализоваться как художник здесь, на Дальнем Востоке. Во всяком случае, о её громких успехах на родине я ничего не слышал. Получив диплом, девушка перебралась в Санкт-Петербург, где её сразу заметили профессионалы. В 2015 и 2016 годах она уже несколько раз принимала участие в престижных международных выставках портретного искусства. Её графические работы были удостоены высших наград.


«Айвар». Первая работа с подписью 2016 года. С 17 января картина выставлялась в Центральном доме художника на Крымском Валу. Первое место в Международном конкурсе графического портрета, организованном Всемирным фондом искусств под патронатом правительства Москвы – номинация «Академический портрет», категория «Профессионал».

В недавнем разговоре Ира упомянула, что сейчас трудится в одной проектной компании. До этого год числилась в штате другой фирмы, которая брала заказы на реставрацию самых знаменитых питерских зданий.


В гиперреализм Ирина Бороденко «сильно ударилась» осенью 2014-го.

Она много путешествует, объездила почти всю Европу. Свои самые успешные работы Ира сделала именно на выезде: «Айвара» написала в Прибалтике, «Портрет незнакомой бабушки» – в Грузии. Её картинам присудили уже не одно первое место на международных конкурсах современного портретного искусства.

Этим летом Грузия подарила Ирине как минимум две знаковые работы. «Бабушку» можно было увидеть в Выставочном центре Союза художников в рамках Санкт-Петербургской недели искусств, а «Саба» – работа не конкурсная, просто портрет друга.

Ирина много рисует для себя, иногда работает на заказ. В конце года планирует выставить свои работы в Дании, а ещё через год – в Лондоне. А вот к родным пенатам пока не собирается, разве что в гости к родителям.


Ко всем прочим талантам Ира Бороденко ещё и КМС по спортивному ориентированию. В 2014 году ей выпала честь пробежать по родному Биробиджану с олимпийским факелом.

Евгений СТЕПАНОВ

 

Отзывы на портрет Айвара «ВКонтакте»

Валерия ВАЩЕНКО: «Просто суууупер!»

Настасья ИВАНЧУК: «Но кааак?!»

Ириша РАТКЕВИЧ: «Блин, Ир... Каждый раз, смотря твои портреты, я нахожусь в состоянии шока... Очень здорово! Правда не верится, что это можно сделать руками... Человек живой, абсолютно реально ЖИВОЙ!!! Ты умница! Очень горда, что я училась с таким талантом на одном потоке.

Виталий ВАСИЛЬЕВ, учредитель и генеральный директор Санкт-Петербургского Центра гуманитарных программ:

«Карандашный портрет на бумаге!!! Несомненно, это лучшая работа V МЕЖДУНАРОДНОГО КОНКУРСА ПОРТРЕТОВ PORTRAIT NOW проходящего в эти дни (Прим. ред. - отзыв от 6 февраля 2015 г.) в Эрарте (крупнейший в России частный музей современного искусства: г. Санкт-Петербург, 29-я линия, дом 2).

И не только техникой поражает карандашный рисунок, но и выбором темы, образностью, философичностью... Тем более удивительно, тем более восхищает то, что автор – совсем юная, 20-летняя девушка!!!

Сходить в Эрарту посмотреть на этот портрет стоит ещё и потому, что девушка (Ирина Бороденко) в добавок к её талантам ещё и неописуемая красавица, с кротким нравом теряющейся в большом городе провинциалки и ангельским голосом небожительницы. Она присутствовала при своей работе, скромно наблюдая восторги публики, изредка проявляя своё отношение к выставленному портрету, чем несказанно удивляла зрителей, изрядно добавляя эмоций, полученных от созерцания графического изображения старика...

Возможно кому-то повезет её, девушку, увидеть и в другие дни. Завидую молодым парням. У них есть шанс на большое счастье!»