О чём писала газета «Ди Вох» в марте 2016 года: Обитель молитв и труда


Сделать общий снимок так и не удалось. Когда все собрались, сестре Марине срочно
понадобилось выехать в Биробиджан.

Один день в женском монастыре

БИРОБИДЖАН, 1 января, «Город на Бире» - Женский монастырь во имя святителя Иннокентия, митрополита Московского, открылся в селе Раздольном, на территории Биробиджанской епархии, восемь с половиной лет назад. Участок для него был приобретён православным приходом за семь лет до того, и главной задачей сначала было строительство храма. К лету 2007 года церковь была возведена и освящена. Тогда же был совершён постриг в монахини первых трёх обитательниц монастыря. Настоятельницей обители назначили самую молодую из них – Анастасию (Иванченко). Две другие монахини – мать и дочь – получили при постриге имена Екатерина и Марина. Им-то и пришлось обустраивать монастырь. Жили в вагончиках, молились летом и зимой в плохо отапливаемой деревянной церкви. Сегодня в монастыре живут восемь женщин – насельниц, как принято называть их в православии.

Общей побудки в монастыре нет, но к шести утра уже все на ногах. Татьяна встала чуть раньше. Сегодня она несёт послушание на кухне. В семь часов начинается утренняя служба, а до этого ей нужно приготовить зав-трак, чтобы после молитвы накормить сестёр.

Татьяна ещё не монахиня – она трудница, что является первой ступенью на пути к монашеству. В православие она пришла давно. Жила в бамовском посёлке Берёзовка, 12 лет пела на клиросе. И всё это время искала обитель, где останется на всю жизнь. Монастырей она объехала немало, но этот привлёк её сразу. Как она говорит, «ангельским отношением матушки Анастасии к людям». Принять монашеский постриг – главная цель Татьяны, к ней она стремится. А пока живёт и работает здесь, как и все обитательницы, на бескорыстной основе. И, естественно, молится с сёстрами.


Келья игуменьи Анастасии – такая же, как и у всех. Разве что икон больше и компанейский Буся рядом.

Особо мудрить с завтраком не нужно: творог, сметана, варёные яйца, чай (наш разговор состоялся ещё до наступления Великого поста). После утреннего правила она примется за приготовление обеда. Блюда уже обсудили с игуменьей. На первое –  борщ. На второе – рожки с селёдкой. Будут ещё салат и омлет. Мяса, в том числе и для приготовления супов, в монастыре не употребляют вообще. На ужин пойдёт то, что останется от обеда.

Молочные продукты – с собственного подворья. Из двух коров одна сейчас в запуске. Вторую сёстры Ника и Надежда по очереди (неделю одна, неделю другая) доят после утрени. Есть ещё куры, но они уже староваты, так что яйца сейчас покупные. Ника, кроме ухода за рогатой скотиной, воспитывает собак. Их в монастыре аж шесть! За померанским шпицем Альбусом (ласково – Буся) ухаживает сама настоятельница. Ещё три псинки породы двор-терьер прибились в разное время к ласковым женщинам. А недавно местная свора пополнилась двумя настоящими тибетскими мастифами. Чёрная Айга и песочная Африка ещё молоденькие, но размерами уже превосходят всех своих подруг. Их воспитанием занимается Ника, она же возит их в Биробиджан к инструктору. Такая поездка предстоит ей и сегодня после молебна.

Между прочим, инокиня Ника – коренная москвичка, и ухаживать за животиной научилась только здесь. По образованию и по роду занятий до монастыря она – экономист. Работала в крупной металлургической компании, в Госкомстате, в Министерстве экономики. В общем, по житейским понятиям была человеком вполне успешным. Крестилась в 17 лет, в церковь регулярно стала ходить с тридцати. И поняла: это её! А в дальневосточный монастырь попала, переписываясь по интернету с отцом Димитрием – первым биробиджанским священником, после пострига в монашество принявшим имя Иоанн. Монастырь находится под его духовным попечением, он проводит в нём службы. Отец Иоанн пригласил Нику посетить монастырь. В феврале 2009 года она приехала сюда и сразу прикипела к этому месту душой.


Уход за животными – не просто послушание, но и любимое занятие для сестёр Ники и Надежды.

А вот Надежде учиться деревенским работам не нужно было. До прихода в монастырь она жила в одном из сёл Биробиджанского района. Кроме коров и тёлочки на её личном попечении ещё лошадь. Она пока совсем молоденькая, но скоро станет хорошей помощницей женщинам. После утреннего молебна Надежда примется готовить землю для выгонки рассады.

Надо сказать, с точки зрения полеводства земельный участок при монастыре неудачный. Его почти каждый год затапливает. Не раз приходилось выкапывать картошку из воды. Овощи часто подгнивают. Однако без огородных продуктов (а они главные в монастырском рационе не только в пост) монахини не остаются.

– Нам фермеры летом и осенью дают овощи, мы их солим, маринуем. Привозят безвозмездно корма, сено, овёс для животных. Предприниматели дают рыбу, крупы, макароны и тому подобные продукты, – говорит игуменья Анастасия. – Причём мы редко у кого просим, чаще люди сами жертвуют на монастырь что хотят и могут.

УТРЕННЯЯ СЛУЖБА началась ровно в семь. На ней могут присутствовать все желающие. В выходные дни помолиться, причаститься, исповедоваться приходят не только жители Раздольного или Кирги. Приезжают и из Биробиджана. Но сегодня день будний, поэтому на утрене присутствуют только восемь монахинь. С ними молится и паломница Наталья – она приехала из Амурска. Постричься в монахини ещё не решилась, но приняли её как родную.

За клиросом – благочинная мать Марина. Первая насельница монастыря, она – правая рука игуменьи во всех делах. Хоровое пение во время службы тоже её забота. Утренняя служба продолжается два часа. За это время нужно вычитать положенный круг молитв. Большинство их повторяются из утра в утро. Но есть и отличия. Сегодня, например, день апостола Архипа, одного из семидесяти учеников Христа, и монахини возносят ему молитвы. А ещё нужно зачитать списки с именами живых и мёртвых, поминовение которых заказано монахиням. Списки эти обширны, включают сотни имён, и это тоже занимает много времени. В целом утреня длится примерно два часа.


Просфоры сестры Екатерины не только хороши на вкус, но ещё и красивы.

В первые зимы здесь во время службы ноги-руки от мороза сводило. Сегодня молебен проходит в домовой церкви, расположенной на третьем этаже келейного корпуса. В этом здании общей площадью 450 квадратных метров располагаются в основном бытовые помещения. На первом этаже – кухня и трапезная (она же конференц-зал). На втором – монашеские кельи: очень скромные, но со всем необходимым для женщины. Тут же помещение для выпечки просфор. Этим занимается исключительно сестра Екатерина. Её хлебцы не только вкусны, но ещё и красивы. Когда литургию проводит владыка Ефрем, он всегда просит, чтобы просфоры ему привозили из женского монастыря.

А вот на третьем этаже устроили домовую церковь, посвящённую Божьей Матери. В ней нет богатого иконостаса, тем не менее художники Светлана Артемьева и Борис Слёмзин, расписывавшие Благовещенский кафедральный собор, создали для этого уютного храма скромный, но красивый алтарь.

Как был построен этот корпус, история особая. «Архитектором, прорабом и финансистом» пришлось стать матушке Анастасии. А светское образование у неё одно: филологический факультет нашего пединститута.

– Если бы мы знали заранее, что выйдет, вряд ли бы решились на строительство, – вспоминает игуменья. – Вообще хотели небольшой домик, чтобы было где жить монахиням. Проекта не было. Нам пожертвовали блоки для фундамента и кирпич. Наняли строительную бригаду, хотя чем им будем платить, ещё не знали. Но всегда находились благотворители. Так, в сложный момент к нам приехала женщина из Хабаровска, у неё умер сын. Она из своих личных сбережений за упокой его души пожертвовала на строительство двести тысяч рублей.

И таких случаев, утверждает игуменья, было немало. Например, как-то нужно было срочно найти двадцать тысяч рублей, чтобы оплатить пиломатериалы – и в тот же вечер пришёл перевод точно на такую сумму из Владивостока. Имя жертвователя монахини слышали впервые.

ПОСЛЕ МОЛЕБНА проходит своеобразная «разнарядка»: каждая монахиня получает своё послушание на день. Сёстрам Екатерине и Надежде, после того как управятся одна с просвирами, другая с подготовкой горшочков для рассады, предстоит до обеда поработать ещё на свечном станке. Продажа свечей – одна из доходных статей монастыря, за которые положено отчитываться в налоговую инспекцию и делать необходимые отчисления. А потом мать и дочь, а в монастыре – сёстры Екатерина и Марина, займутся подготовкой бани. Настоящей, русской.

Сестре Людмиле  (на снимке внизу) в зимние дни в виде послушания чаще всего даётся уборка коттеджа. Она самая пожилая из монахинь, ей уже за семьдесят. Из-за возраста её не хотели брать ни в один монастырь, а желание такое после смерти мужа у неё было неотвязное. И только в Раздольном женщина нашла свою обитель. Связей с детьми и внуками не порывает, они её навещают.

НА ВТОРУЮ ПОЛОВИНУ дня у монахинь назначено ещё одно дело. Епархия сейчас в течение месяца проводит Дни православной книги, участвуют в них все приходы. Монастырь во имя святителя Иннокентия на этот день подготовил совместно с епархиальной библиотекой беседу «Духовные книги – книги о главном». Собрали на мероприятие детей не случайных. Дело в том, что монастырь сейчас готовит группу ребят из детского дома № 2 к обряду крещения. Их-то и пригласили на встречу. А ещё – взрослых людей, которые готовы стать ребятам крёстными родителями. Здесь, в епархии, и произошла их первая встреча. Вместе прослушали беседу игуменьи, под руководством сестры Ники изготовили красивые закладки, угостились сладостями и чаем в трапезной. Но главное – присмотрелись друг к другу.

ЗАКОНЧИЛСЯ этот день обычно. В шесть часов началась вечерняя служба. Потом поужинали, и монахини занялись каждая любимым занятием. Кто рукоделием, кто чтением, кому-то нужно было помолиться наедине. К одиннадцати ещё один трудовой день закончился для всех.

Михаил КЛИМЕНКОВ

Joomla SEF URLs by Artio
 
1