О чём писала газета «Ди Вох» в ноябре 2019 года: Куда уходит фельдшер?

Выпускники Биробиджанского медколледжа востребованы на рынке труда и гарантированно находят себе место работы. Только в подавляющем большинстве случаев – за пределами ЕАО

БИРОБИДЖАН, 7 января, «Город на Бире» — «По должностным обязанностям и стандартам работы в местах, отдалённых от врачебной помощи, принципиально не отличается от участкового терапевта и врача скорой помощи» – так говорит о фельдшерах народная «Википедия». Одного этого предложения достаточно, чтобы понять: современный фельдшер – и швец, и жнец, и на дуде игрец. Только в медицине и зачастую без «дуды».

В ЕАО катастрофически не хватает врачей. Их недостаток отмечают практически во всех регионах России, но в маленькой небогатой автономии проблема носит хронический характер. Мало какого биробиджанца удивишь фактом, что фельдшеры и на приёме в поликлинике сидят, и по домашним вызовам ездят. Сельский фельдшер – вообще универсал: не только лечит захворавших односельчан, но и оказывает первую доврачебную помощь в так называемый золотой час, то есть в тот промежуток времени, когда эта помощь может быть максимально эффективной. Фельдшеров у нас тоже не хватает – ни в областных лечебных учреждениях, ни в сельских ФАПах. И это несмотря на то, что в ЕАО имеется собственная кузница медицинских кадров со средним специальным образованием. Куда уходит фельдшер? Ответ на этот незамысловатый вопрос я пошёл искать в Биробиджанский медицинский колледж.


К сожалению, кабинеты сельских фельдшеров в ЕАО оснащены далеко не так современно, как учебные классы Биробиджанского медколледжа.

НЕ ПРОСТО четверокурсницы, а лучшая группа в колледже: Юлия Силкина, Наталья Петренко, Ольга Козлова, Анастасия Ерёменко, Анастасия Мусина, Ольга Лёзина и Елена Зеленцова. Почти по классику: «Студентки, комсомолки, спортсменки и просто красавицы!». Среди девчат есть биробиджанки, жительницы сёл Ленинского и Облученского районов ЕАО, а также представительница Хабаровского края. Ни у одной родители в медицине не работают. На вопрос, почему они выбрали именно эту профессию, отвечают практически хором: «Хотим помогать людям!» Если бы я услышал это от первокурсниц, даже не удивился бы, но у этих завтрашних выпускниц за плечами уже солидная практика в областной больнице. По-моему, романтический ореол медработника уже должен был потускнеть. Ан нет!

– Конечно, после каждой практики взгляд на профессию меняется, – объясняют мне студентки. – Когда поступали в колледж, представления о работе были поверхностные. А когда ты сталкиваешься с людьми, когда ты знаешь, что можешь им помочь, то и отношение к ним меняется. В лучшую сторону.

Девчата признают, что, возможно, рано или поздно, некий налёт цинизма будет присущ и им. Что поделать?.. Издержки профессии. Но пока искренне переживают за больных, которым уже не в силах помочь, и считают, это самое трудное, что их ждёт.

– Те, кто работает в медицине, – совсем другие люди, – «расшифровала» нелогичную, на мой взгляд, жизненную позицию девушек директор колледжа Елена ПОПОВА. – Это понимают только медики. Когда ты видишь умирающего человека, проводишь ему реанимационные мероприятия и тем самым спасаешь ему жизнь, чувствуешь себя почти богом. Или даже проще: человеку плохо, а ты сделал ему анальгетик и помог – его благодарность ничем не измерить. Это дано не каждому.

Статистика свидетельствует о том же. Больше всего студентов уходит из колледжа уже на первом курсе. Елена Владимировна говорит, что аргумент «медицина – не моё» более чем веский, и отпускает таких с лёгким сердцем. Есть и обратные случаи. Человеку, например, уже под сорок. И образование у него хорошее, и работа неплохая, но в душе согласия с собой нет – тянет лечить людей. И поступают, и учатся, и оканчивают.

На предложение поговорить о будущей зарплате девушки дружно рассмеялись. Ну это им пока смешно. Перспективный уровень зарплаты озвучили в 18–20 тысяч рублей. Это если повезёт. Недавняя выпускница колледжа, сейчас получает меньше десяти тысяч, а работать каждый день ездит из Облучья в Пашково. Подобные факты возмущают директора колледжа. Она искренне не понимает, почему некоторые её вчерашние студенты получают не больше МРОТа.

– Понимаете, мне обидно за наш труд! – сетует Елена Владимировна. – Мы готовим хороших специалистов, которые после выпуска гарантированно устраиваются на работу – как в государственный сектор, так и в частный. Им предлагают работу в других регионах, и не только дальневосточных. Многие без проблем подтверждают свой диплом в других странах. Но удержать своих ребят в ЕАО мы не в силах.

Попова привела пример, когда выпускник медколледжа поехал работать в Николаевку и ему даже предоставили служебное жильё – с возможностью приватизировать его через десять лет. Однако фельдшер предпочел работать «за мостом» – в соседнем Хабаровске. Может, с жильём там и не так перспективно, зато зарплата раза в три-четыре выше. Зачем человеку ведомственное жильё, если его доходов хватает только на оплату «коммуналки»?

Девушек, с которыми я общаюсь, смутные перспективы пока не останавливают. Лишь одна будущая выпускница готова переехать в другой регион, туда, где потеплее. Остальные говорят, что решили остаться в ЕАО, более того, готовы вернуться в родные сёла. Но даже таких энтузиасток в нашем регионе не ждут с распростёртыми объятиями!

Юлия СИЛКИНА и Елена ЗЕЛЕНЦОВА готовы ехать в село Новое Ленинского района и в село Радде Облученского. Загвоздка в том, что в этих населённых пунктах нет ФАПов. Люди есть, и они время от времени нуждаются в медицинской помощи, а работать фельдшеру негде.

КОЛЛЕДЖ – учебное заведение с давними традициями, основан в 1935 году. Здесь работают преданные медицине люди. Некоторые преподаватели БМК в разное время сами зубрили латынь именно в этих стенах. И совершенно логично, что отсюда выходят подготовленные, востребованные специалисты, которые готовы посвятить жизнь выбранной профессии.

Полина БАСТРЫГИНА окончила медколледж в 2014 году и работала в салоне красоты косметологом и массажистом, пока ей не позвонила Елена Попова.

– В колледже были проблемы с преподавателем по сестринскому делу, и Елена Владимировна попросила меня хотя бы временно закрыть это направление, – рассказывает Полина Евгеньевна. – Это «временно» продолжается уже четвертый год. Здесь намного интереснее, чем в салоне красоты. Ещё я учусь в ПГУ по очно-заочной форме на психолога. В своей педагогической деятельности использую и эти новые знания тоже.

Выпускница 2007 года Евгения ДУХОВНИКОВА не только преподает лечебное дело, но и курирует вышеупомянутую группу колледжа.

– Студенты и преподаватели нашего колледжа регулярно проводят встречи с учениками старших классов школ города и области, – говорит Евгения Андреевна. – Буквально пару недель назад в школе № 1 провели слёт будущих медиков, постоянно участвуем в ярмарках профессий, выезжаем в райцентры... Наши студенты профессионально, грамотно и точно отвечают на вопросы, которые возникают у учеников и их родителей. Я уверена, что такие встречи влияют на решение некоторых школьников поступать именно к нам.

Каждый год Биробиджанский медколледж без труда набирает первый курс. Каждый год он выпускает во взрослую жизнь группу профессионалов. Всё, что с ними случится дальше, от педагогов уже не зависит. Думать о том, как удержать своих выпускников в автономии, должны руководители другого уровня. Как заметила Елена Попова, увеличивать набор смысла нет. Разве имеет значение, уедут из ЕАО пятьдесят человек или сто пятьдесят?.. Лучше бы заботиться о тех, кто пока ещё готов работать в области.

Олег КОТОВ

Теги
Joomla SEF URLs by Artio
 
1