Военный в запасе Николай Мартынов увлекся научной стороной разведением грибов

Журналист «Ди Вох» о любви, семейных увлечениях и грибах-вёшенках

БИРОБИДЖАН, 13 июля, «Город на Бире» – На мой взгляд, у взрослого мужчины должны быть три качества, – уверенно начала Аня. – Это перспективность, надёжность и…

Тут она замолчала.

– Забота, – подсказала мама.

– Нет, не забота…

– Любовь должна быть, – вздохнув, сказал отец.

– Ну, это не качество, – возразила дочь. – Любовь у нас была и сейчас есть…

Третье недостающее мужу Ани качество, из-за которого она решила его оставить, одним словом так и не было сформулировано.

БОЛЬШЕ ПОЛОВИНЫ жизни Николая МАРТЫНОВА отдано армии. Однако, в отличие от многих офицеров, ему не пришлось кочевать по гарнизонам. Службу в войсках ПВО он начал в Биробиджане, здесь же после увольнения в запас и остался. Жена его Ирина Фёдоровна тоже отличается постоянством. После окончания педучилища работала в школе № 11, потом 15 лет учила малолетних правонарушителей в детской исправительной колонии. Пять лет назад вернулась в школу, где начинала педагогическую деятельность. У супругов две дочки: Ане – двадцать лет, Наташе – пятнадцать.

Уехать из Биробиджана супруги имеют возможность, и в прошлом году даже сделали такую попытку. Дело в том, что на жилищный сертификат для военнослужащих Николай Александрович купил квартиру в Краснодарском крае. Решили съездить, осмотреться.  Климат, которым славится тот край, не подошёл обоим.

– Здесь я могу физически работать целый день, – поясняет Николай Александрович. – Устаю, конечно, но схожу в баньку – и снова свеженький как огурчик. А там и гвоздь в стену забить тяжело было.

– Приходили с моря, заваливались на диван – ни рукой, ни ногой пошевелить не хотелось, – подтверждает Ирина Фёдоровна.

Через пару месяцев такого «отдыха» Мартыновы вернулись домой. Тем более что возвращаться им было куда. В 2003-м семья решила строить дом. Оформили участок и в первый же год залили фундамент. На второй год возвели стены, крышу. Стройка продлилась ещё несколько лет. Всё делали в основном сами, только для кладки наружных стен нанимали профессионала. Девять лет назад семья заселилась в двухэтажный особнячок на краю города.

– Здесь всё сделано нашими руками: внутренние стены, лестница на второй этаж. Даже эти стулья, стол, шкаф, – с гордостью показывает хозяин.

Площадь каждого этажа – 60 квадратных метров, вместе, значит, 120. На четверых, по российским представлениям, хватает даже с избытком. Тем более что старшая Аня сейчас живёт в своей квартире.

СЁСТРЫ, как это часто и бывает, очень разные.

– Наташа спокойная, настойчиво добивается поставленной цели, – сравнивает дочек мама. – Но при этом она очень домашняя девочка. Ей уже 15, а просит, чтобы я сопровождала её в поликлинику. А Аня в 14 могла бы жить одна. Она сама себе шила – научилась в кружке конструирования и моделирования одежды. При этом, если чего задумает, переубедить её практически невозможно.

В четырнадцать лет стремление Ани к самостоятельности выразилось в том, что она почти забросила учёбу. Прогуливала уроки, а если посещала школу, это кончалось ссорами с учителями. Таким подросткам спешат приклеить ярлык «трудного», однако Аня Мартынова не была замечена в каких-то асоциальных поступках, не примкнула к нехорошей группе подростков. Уже в девятом классе она пошла работать в ночной клуб – сначала официанткой, потом дослужилась до бармена. Несмотря на это, переходила из класса в класс. Трудности в учёбе испытывала только по одному предмету – математике и, между прочим, не возражала против занятий с репетитором. Аттестат об окончании средней школы получила своевременно. Разумеется, родители хотели, чтобы она училась дальше, и готовы были оплачивать учёбу в любом вузе страны, только не в Биробиджане. Однако строптивая дочь заявила, что будет поступать только в Биробиджане и только на бюджетное место.

Желание родителей выпроводить дочь из родного города, как и её упрямство, объяснялись просто. Ещё работая в ночном клубе, Аня познакомилась с парнем, без которого, считала она, жить не сможет. Немного музыкант, немного художник и просто интересная творческая личность. Может, родители были бы и не против, если бы не ряд «но»: возлюбленный дочери был почти вдвое старше её, твёрдого заработка не имел и устроиться в этой жизни понадёжнее не стремился. Отпускать дочь в семейное плавание с таким мужем им не хотелось.

Но Аня рассудила по-своему. Придя в ПГУ имени Шолом-Алейхема, она узнала, что самый маленький конкурс – то есть наибольшая вероятность поступить на бесплатное обучение – на специальности «Журналистика». Она подала документы и стала студенткой университета. Решительно повела себя и в личной жизни. Как только ей исполнилось восемнадцать, расписалась с любимым. А вскоре у них родилась дочка Алиса.

Родители смирились и даже помогли молодым купить отдельную квартиру. Однако год назад Аня объявила, что разводится с мужем.

– Что, Аня, прошла любовь? – предположил я.

– Нет, он меня и дочку любит. И я люблю его, но... по-другому, – попыталась объяснить она. – Как сына, наверное. А мне хотелось бы, чтобы рядом был мужчина – с амбициями, стремлениями. У нашей семьи нет будущего.

– А не боишься остаться одна?

– Да вы что! – тут же вступила в разговор мама. – Ей всего двадцать – вся жизнь впереди.

– Не боюсь, – спокойно ответила Аня.

Полгода назад, не бросая учёбу в университете, она отдала дочку в ясли и устроилась в штат редакции газеты «Биробиджанская звезда». Но не с журналистикой связывает Аня своё будущее.

О ВЁШЕНКАХ Николай Александрович вычитал в интернете. Сбором лесных грибов он занимался с детства – вырос в Русской Поляне, куда сейчас весь Биробиджан ездит за боровиками. Несколько раз за лето отправляется в родную деревню и Мартынов, да только вот далеко не всегда возвращается с добычей. А в статье про вёшенки говорилось, что с грибами можно быть чуть ли не круглый год. От посадки до сбора урожая – всего три недели!

Мысль разводить вёшенки засела в голову, и он подошёл к этому делу основательно. Помещение искать не пришлось: в доме – подвал в 60 квадратных метров. Измерил температуру, влажность – условия для грибов подходящие. Теперь нужно было найти посадочный материал. Мицелий, из которого и рождается гриб, – вроде кефирной закваски: для начала достаточно иметь небольшое количество. При хорошем уходе гриб размножается сам.

С мицелием вёшенки Мартынову повезло не сразу. Сделал всё, как надо: набил полиэтиленовые мешки соломой, «заражённой» грибным субстратом, подвесил их к потолку в подвале. В положенный срок мешки покрылись гроздьями грибов. Однако на этом всё прекратилось, а ведь с одного посева должно было быть три урожая. Выписал мицелий у другого поставщика – он оказался качественным. И тогда Николай Александрович решил заниматься разведением посадочного материала сам. Соорудил ламинар-бокс – это такой шкаф, оборудованный осветителями, ультрафиолетовыми лампами и системой подачи стерильного воздуха. Такие приборы используют микробиологи. Процесс пошёл. Если в 2011 году он собрал первые сто килограммов вёшенок, то сейчас годовой урожай измеряется в тоннах. В помощи магазинов для реализации своей продукции Мартынов пока не нуждается: все выращенные грибы расходятся между знакомыми и их знакомыми. И о расширении производства он до поры до времени не задумывался.

– Меня и сейчас привлекает прежде всего научная сторона: нравится следить за самим процессом, заниматься изучением природы грибов, – признаётся он.

Пока выращивание грибов было личным хобби Николая Александровича, члены его семьи помогали ему изредка. У Ирины Фёдоровны своё увлечение – теплица. Грибы ей мало интересны.

– Однажды, – вспоминает она, – Николай уехал в Таиланд на три недели. Я вроде бы всё делала, как он сказал, но грибы стали хиреть. Растения ведь живые, они чувствуют отношение – это я по теплице знаю.

Наташа тоже равнодушна к занятиям отца. В горячую пору он привлекает младшую дочь на помощь, но для неё это способ заработать, не больше.

Таким вот наёмным рабочим была поначалу и Аня. Но неожиданно оказалось, что это дело ей очень нравится. Она охотно вникает в тонкости разведения грибов, ей интересно следить за развитием мицелия, а потом – появлением и ростом вёшенок. И когда отец выразил желание расширить производство, она его поддержала. Сейчас на их участке уже заложен фундамент будущего цеха – его площадь втрое больше, чем подвал дома.

– Когда всё будет сделано, оформим индивидуальное предприятие на имя дочери, – планирует отец.

– Как ты намерена вести хозяйство? – спрашиваю у Ани. – Наймёшь рабочих, будешь этакой бизнес-леди?

– Рабочих, наверное, нанимать придётся. Но это дело живое – кому попало не доверишь. Нужно и своими руками всё почувствовать.

Михаил КЛИМЕНКОВ

Joomla SEF URLs by Artio
 
1