Орлы и звезды на башнях московского Кремля

Московский Кремль уже давно утратил свое первоначальное предназначение — защищать город от нападения врагов. Он превратился в символ, который олицетворяет силу и мощь государства. На его территории находятся государственные органы управления, музеи с огромным количеством экспонатов, сооружения культового назначения. Сама история страны собрана на небольшом участке в центре столицы. Сюда устремляются миллионы туристов, чтобы ознакомиться с историей и культурой России.

Башни Кремля

Кремлевские стены разделены двадцатью башнями. Все они имеют уникальный вид и свои названия. У каждого сооружения были свои функции. Одни служили въездными воротами в Кремль, как например, Спасская, Троицкая, Кутафья. Другие (Набатная) подавали сигналы опасности, Водовзводная обеспечивала кремлевских обитателей водой из реки.

Посетив экскурсию «Башни кремля», вы ознакомитесь с историей возведения сооружений, своими глазами увидите их мощь и величие. Гиды расскажут об истории водружения на башнях символов русской и советской государственности — двуглавых орлов и красных звезд.

Орлы на кремлевских башнях

Двуглавого орла в качестве герба стал использовать князь московский Иван III с 1497 года. Исследователи истории обнаружили на одной из жалованных грамот князя печать с изображением на одной стороне всадника, пробивающего копьем дракона, а на другой — двуглавого орла.

Уже в XVII столетии, при первых Романовых, башни Кремля перестраиваются. Так, по приказу царя Михаила Романова, на Спасской башне устанавливают часы-куранты, а Алексей Романов дал указание водрузить на ней двуглавого орла. Со временем символ государственности установили еще и на Боровицкую, Никольскую и Троицкую. Гербы тогда были медными с позолотой.

Советская власть, сражаясь с символами царизма, долго не могла подобраться к двуглавым. По разным причинам снять их не получалось. Прежде всего, проблему не могли решить технически, да и идеологи не могли придумать, чем заменить орлов. В преддверии празднования 18-ой годовщины революции символы царской власти демонтировали.

Снятые с башен орлы бесследно исчезли. Сегодня экскурсоводы не расскажут об их судьбе. Вероятно, их, как предметы, не представляющие исторической и культурной ценности, пустили в переплавку. То, что они не имели права на жизнь, зафиксировала государственная комиссия, которой руководил реставратор Грабарь И.Э.

Кремлевские звезды

Работу по созданию новых символов власти (пятиконечных звезд), которые должны были появиться на башнях, поставили на государственный уровень. Вначале художники Е.Е. Лансере и Ф.Ф. Федоровский разрабатывали эскизы, затем проект создавали в аэродинамическом институте. Производили звезды предприятия оборонки в Москве и заводы Ленинграда. За всеми процессами следил лично Сталин.

Первые символы изготавливались из высококачественных материалов. Для создания каркаса применяли нержавеющую сталь, а для обшивки — красную медь. Поверхность покрывали позолотой. Серп и молот, выложенные из уральских самоцветов, поместили по центру звезд с одной и другой стороны.

Для каждого камня (всего пошло 7 тысяч камней) ювелиры делали специальный каркас из серебра с позолотой. Звезды получились тяжелыми (по тонне каждая), имели разные размеры и разный рисунок. Устанавливали их при помощи кранов, вмонтированных в основе шатров. Конструкции посадили на шарикоподшипники, чтобы они крутились на ветру и при урагане не пострадали.

Самоцветы и позолота очень скоро под влиянием осадков и городской пыли утратили нарядность. Уже через две зимы советское руководство решило заменить звезды из стали и меди с самоцветами на стеклянные. К двадцатилетию революции над Москвой засветились новые пятиконечные украшения. По указке Сталина, звезду водрузили и на Водовзводную башню.

Снятые символы переадресовывались на другие объекты или разбирались. Часть камней вернули на Урал в музей геологии. Экскурсанты могут насладиться талантливой работой советских ювелиров.

Сияние рубиновых звезд

Сегодня в музеях некоторых городов страны проходят экскурсии, на которых вам поведают об участии местных предприятий в создании рубиновых звезд. Во времена Советской власти грандиозные проекты реализовывались лучшими институтами и предприятиями, разбросанными в разных регионах.

Идею использовать рубиновое стекло для оформления пятиконечных лучей высказал Ф.Ф. Федоровский. Он предложил новые формы и размеры для изделий, учитывая при этом ошибки прошлого изготовления.

Чтобы с земли атрибуты смотрелись гармонично и не нарушали общий ансамбль, размер и длину лучей рассчитали для каждой звезды, в зависимости от высоты башни и ее габаритов. Расчеты показали, что устанавливать на шпили нужно звезды с лучами:

  • на Водовзводную — 3 м;
  • Боровицккую — 3,2 м;
  • Троицкую — 3,5 м;
  • Никольскую и Спасскую — 3,75 м.

Остекление каркасов выполняли двойным покрытием, наружный слой которого состоял из красного стекла толщиной 6-7 мм, а внутренний — из непрозрачного матового в 2 мм. Заказ варили на Константиновском стекольном заводе в Донбассе. В исполнении константиновских мастеров остекление звезд выглядело так: оболочка состояла из двух слоев: молочного внутреннего и рубинового наружного, между ними существовал зазор. Такая комбинация вместе с мощной внутренней подсветкой давала возможность светиться лучам ярко, даже днем. Как и прежде, рубиновые красавицы были посажены на подшипники, что позволяло им удачно сражаться с сильными ветрами в высотах московского неба.

Лампы для освещения

Специальные лампы (мощностью 3,7 кВт и 5 кВт) для рубиновых новинок изготовили на Московском электроламповом заводе. Осветительные приборы выполнили из молибденового стекла с двумя нитями накаливания (одна рабочая, другая запасная). Нити ламп раскалялись до 2800 градусов, поэтому их нужно было постоянно охлаждать. Для этого внутри звезд были встроены вентиляторы, которые перекачивали до 600 метров кубических воздуха в час.

Послевоенная реставрация

В годы войны звезды зачехлили брезентом, чтобы те не служили наводкой для авиации противника. После окончания войны брезент сняли, вместе с ним пришлось демонтировать и звезды с башен, так как стекла были пробиты осколками. А еще в пространство между стеклами попала пыль — это привело к потускнению свечения. Необходима была реставрация и изготовление нового рубинового покрытия.

Теперь для создания лучей изготовили новое стекло. Оно уже состояло из четырех слоев. Варили на старейшем стекольном заводе страны «Красный май», что в Вышнем Волочке.

Многослойное стекло делали следующим образом:

  • Выдували огромную колбу из красного стекла.
  • Покрывали слоем из расплавленного хрусталя.
  • Сверху наносили расплавленное матовое стекло.
  • Завершали «пирог» слоем из хрусталя.
  • Колбу выправляли листами выпуклой формы.
  • Нарезали их по размерам.

Многослойная технология предполагала решение ряда задач. Хрустальные слои служили армированием для матового и красного стекла, не давали им растрескиваться. Воздушных прослоек между стеклами не существовало, что препятствовало попаданию пыли. Матовое стекло рассеивало свечение ламп и делало его распространение равномерным. Выпуклая форма стекла сделала звезды нарядными. Новые символы вернули на место в 1946 году.

Сегодня завод «Красный май» переживает трудные времена, но музей работает исправно. На экскурсии вы узнаете все секреты изготовления сложенного стекла для московского заказа. Еще одну реконструкцию проводили в 1974 году, в ходе которой заменили стекла, сваренные по новой технологии, обслужили все системы, находящиеся внутри.

Современное состояние звезд

В последние годы на звездных башнях Московского Кремля проводят реконструкцию освещения: заменяют лампы накаливания, вступившие в строй еще в 30-е годы, на современные металлогалогеновые. Звезды сияют, как и прежде ярко. Но над ними сгущаются тучи, которые могут их потушить вовсе. Все чаще звучат предложения заменить звезды (символы Советской власти) двуглавыми орлами (символом РФ). Тема пока не стала предметом обсуждения государственных органов, и кремлевские звезды продолжают светить ночью и днем для всех.