Блоги

Разрешённые форматы картинок: jpg и jpeg.
С инструкцией по созданию блога можно ознакомиться по ссылке

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Блоги групп
    Блоги групп Страница списка лучших командных блогов.
  • Авторизация
    Войти Login form

СЧАСТЬЕ ОДНО НА ДВОИХ

Добавлено : Дата: в разделе: Киноклуб

Три фильма о любви

«Они жили долго и счастливо и умерли в один день…» Так заканчиваются многие сказки про любовь. Предполагается, что герои, пережив разлуку, пройдя тяжёлые испытания и воссоединившись, ещё молоды, полны сил, и чувство их сохранится до того дня, когда они в одночасье перейдут в другой мир. Подробности этой счастливой жизни в любви обычно не раскрываются. Описаниям же того, как исчезают романтические иллюзии, нет числа. «Все счастливые семьи счастливы одинаково…», а, стало быть, неинтересны для художника, – так можно трактовать известные слова Толстого.

Новый фильм Михаэль Ханеке назвал «Любовь». Решиться на такое название может либо простак, либо гений. Поскольку репутация 70-летнего австрийского режиссёра такова, что заподозрить его в простоватости невозможно, стоит вдуматься в то, что он хотел сказать.

Кадры из фильма «Любовь» Кадры из фильма «Любовь»

Жизнь Жоржа и Анны приближается к завершению. Как она протекала, мы можем догадываться. Общие интересы: оба супруга – преподаватели музыки. Материальный достаток, позволяющий вести достойную жизнь. Любящая дочь, которой не так повезло в браке, как родителям: они были для неё примером счастливого союза. «Иногда по ночам я слышала, как вы любили друг друга, и мне это очень нравилось», – с улыбкой признаётся дочь отцу. Теперь герои Ханеке достигли того возраста, когда сексуальная страсть, которую многие и подразумевают под словом «любовь», – в прошлом.

То, как зарождалась и развивалась эта любовь, в фильме не показано. И вместе с тем сказано очень много тем, что на главные роли Ханеке выбрал знаковых актёров – Жана-Луи Трентиньяна и Эммануэль Рива.

Фильм Клода Лелуша «Мужчина и женщина» появился в 1966 году и каким-то чудом почти сразу попал в советский кинопрокат. В чём состояло чудо, понимают те, кто жил в то время. Из-за рубежа нам привозили в основном образцы так называемого «прогрессивного кинематографа». Понятие весьма смутное, и через сито политической цензуры проскальзывали порой настоящие шедевры, не укладывающиеся в советскую идеологию. «Ошибки» их создателей (а это могли быть Бергман, Феллини, Антониони) объясняли ограниченностью мировоззрения художников, «вынужденных творить в условиях идеологического давления капитала».

Кадры из фильма «Мужчина и женщина» Кадры из фильма «Мужчина и женщина»

Лелуш не относился к великой режиссёрской когорте, а его фильм, казалось, был лишён всякой идеологии. История любви двух людей проста и почти бессюжетна. Он – испытатель машин и участник авторалли. Однажды попал в тяжёлую аварию, и любимая жена в отчаянии покончила жизнь самоубийством. Он выжил, воспитывает сына, который живёт в интернате за городом. Там он встречает её. Она киносценаристка и тоже одинока: муж-каскадёр погиб на съёмках. К дочери в интернат она ездит на электричке. Однажды опоздала к поезду, он подвёз её до Парижа – и возникло чувство.

Ошеломление, которое испытали зрители, было вызвано даже не откровенными и при этом удивительно целомудренными сценами любви, которые тогда были действительно редки в кино, а в советском – просто недопустимы. Весь фильм был пропитан эротикой. Она и была сутью этой ленты про любовь. Взаимное влечение выражалось не в словах – во взглядах, в поразительной красоте Анук Эме, в изумительной улыбке Жана-Луи Трентиньяна. Им ещё нужно было пережить свои предыдущие привязанности. Так называемая «постельная» сцена (как не вяжется это пошлое выражение с фильмом «Мужчина и женщина»!) как раз показывает момент, когда она душой и телом ещё принадлежит другому. Они расстаются. Она едет на электричке, он – на машине. Кажется, история их отношений закончена. Но вот он прибавляет скорость и встречает её на вокзале. «Они будут жить долго и счастливо…»

На такой вот ноте завершается эта романтическая история. Любопытно, что позже вышел сиквел – «Мужчина и женщина 20 лет спустя». Режиссёр тот же, актёры не так молоды, но так же красивы. Однако фильм провалился в прокате и во Франции, и у нас. Зрители не приняли то, что эта пара распалась. И вот что показательно: Жан-Луи Трентиньян сыграл много замечательных ролей в выдающихся лентах, но остался в памяти зрителей прежде всего исполнителем главной роли в «Мужчине и женщине», – фильме о любви, который критики к гениальным не относят.

Эмманюэль Рива не так знаменита, как Трентиньян. Она снималась нечасто и в историю кино вошла как исполнительница одной роли. Но какой! «Хиросима, моя любовь» и сегодня смотрится так же свежо, как и полвека назад. Что является главным признаком шедевра. Собственно, это было понятно и в 1959 году, когда дебют Алена Рене номинировался на Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля. И получил бы, если б по просьбе американского правительства фильм не был исключён из фестивальной программы: тема атомной бомбы была запрещённой. Это не помешало режиссёру  получить приз Международной федерации кинопрессы, сценаристке Маргерит Дюрас номинироваться на «Оскар», а самому фильму удостоиться многих престижных наград.

Кадры из фильма «Хиросима, моя любовь» Кадры из фильма «Хиросима, моя любовь»

Хотя советские критики отнесли «Хиросиму…» к «прогрессивному» кино, о том, чтобы показать её в нашей стране в те годы, не могло быть и речи. Неприемлем фильм был по всем параметрам, начиная с сюжета. Французская киноактриса Эль встретила японского архитектора Луи на съёмках в Хиросиме. И, как возрождённый из пепла город хранит память о погибших в атомном кошмаре, так и она не может забыть свою юношескую любовь к немецкому солдату. Когда освободили от нацистов французский городишко Невер, в котором она жила, её любимого убили, а «немецкую подстилку» остригли наголо и заперли в подвале. Посудите сами, мог ли воспринять советский зритель такую любовь, если Веронику из фильма «Летят журавли» осуждали даже за то, что она изменила своему любимому и вышла замуж за другого? Никита Хрущёв, со свойственной ему прямотой и непосредственностью, после просмотра шедевра назвал героиню Татьяны Самойловой «шлюхой».

Но не только поэтому «Хиросима…» не годилась в советский прокат. Через пятнадцать лет после окончания войны Эль впервые расскажет свою трагическую историю человеку, пережившему ужас исчезновения города детства. Только он способен понять её. Трагедия жертв атомной бомбардировки тем самым приравнивалась к трагедии двух молодых людей. В стране, где единица – вздор, единица – нуль, где жертв считают только на миллионы, такое равенство было неприемлемо.

Герои фильма Алена Рене в финале расстаются.

– Хиросима – это твоё имя, – говорит она ему на прощание.

– А твоё имя – Невер.

Память о пережитом разводит этих людей, но именно она сплела их судьбы навсегда.

Зрители постарше не могут воспринимать участие Жана-Луи Трентиньяна и Эмманюэль Рива в ленте «Любовь» в отрыве от главных фильмов их молодости. Но даже если ничего не знать о них, рассказ о том, как герои, прожив долго и счастливо, подошли к той самой смертельной черте, сам по себе уникален.

Анна заболевает. Операция, после которой вероятность успешного излечения оценивается врачами в 95 процентов, проходит неудачно. С присущей Ханеке тщательностью он досконально анализирует процесс умирания. Кое-кто даже считает, что этот фильм вовсе не о любви, а о смерти. Это вроде бы подтверждает и сам режиссер: «В своей работе я хотел рассказать о конце любви, о том, как справляться с болью, вызванной потерей того, кого мы любим», – говорит он.

Герои фильма, как уже сказано, состоятельные люди: могут купить нужные лекарства, нанять сиделку. Больную мать готова взять к себе и ухаживать за нею дочь. Но постепенно супруги остаются с горем один на один. И в финале, когда страдания Анны становятся запредельными, когда она практически перестаёт мыслить, Жорж прижимает подушку к её лицу. Потом закупает цветы, обкладывает ими тело любимой и… исчезает. «Они жили долго и счастливо и умерли в один день…»

Кое-кто воспринял эту историю совсем утилитарно – как высказывание в пользу эвтаназии. Мне же думается, что Ханеке, как всегда, точен во всём, в том числе и в названии. Эта лента действительно о любви. Но в сравнении с его предыдущими фильмами, она не столь аналитична, более эмоциональна, несмотря на внешнюю скупость действия. «История, которую я рассказываю, – это повторение в художественной форме обещания, которое я дал своей жене. Не бросать друг друга, если мы окажемся в сходной ситуации».

Если уж выносить какую-то идею из этого фильма, то, мне кажется, Ханеке на сей раз высказывается в пользу брачного союза. Очень несовременная мысль, но именно поэтому её стоит напомнить. Этот «гражданский институт» сегодня осмеян и растоптан. «Брак – пожизненная кара за любовь», – острит на эту тему наша современница. В этой шутке есть значительная доля горькой правды, которая подтверждается примерами большинства браков. Они могут быть основаны на эротическом влечении, на материальном расчёте, на стремлении «быть как все». Но всё это преходяще. Любовь – нечто другое, что осознаётся после долгого совместного существования. Когда становятся общими переживания, в том числе и страдания. И в этом смысле фильм Ханеке «Любовь» – история двух счастливых людей.

0