Блоги

Разрешённые форматы картинок: jpg и jpeg.
С инструкцией по созданию блога можно ознакомиться по ссылке

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Блоги групп
    Блоги групп Страница списка лучших командных блогов.
  • Авторизация
    Войти Login form

ЛЕТАЮЩИЙ КИНОСЛОН - О фильме «Облачный атлас»

Добавлено : Дата: в разделе: Киноклуб

То, что «синематограф» родился как аттракцион, не претендующий на звание искусства, общеизвестно. Однако за сто с лишним лет стремительного развития он изменился не только технически, но и обрёл возможность говорить со зрителем о самых сложных вопросах бытия.

Со временем кинематограф разделился на два непохожих друг на друга вида искусства. Один рассчитан на миллионы зрителей и стремится прежде всего развлечь публику. Другой претендует на серьёзный диалог, не ожидая битком набитых залов. И в том и в другом есть свои шедевры, возвышающиеся над серой массой жалких развлечений и псевдофилософских трюизмов. Можно привести немногочисленные примеры, когда истинно глубокое произведение, как говорится, овладевало массами.

Кадр из фильма «Облачный атлас»Фильм «Облачный атлас» его почитатели иначе как шедевром не называют. О нём еще говорят как о гениальном, невероятном проекте. При этом даже те, кто восторгаются им, признают, что почти трёхчасовая лента «не пытается загрузить зрителя глубоким смыслом или напрячь поиском причинно-следственных связей между историями — тут всё, в общем-то, на поверхности». Но при этом, утверждает один из авторов сайта с названием, простите, «Kino-govno.com», «разглядывать эту своеобразную, но крепко собранную конструкцию – сплошное удовольствие. Хотя бы по той простой причине, что подобных фильмов, дорогих и несколько неформатных, преступно мало».

Бюджет «Облачного атласа» составил 102 миллиона рублей. Это всего в 2,5 раза меньше, чем у одного из самых дорогих фильмов последнего времени «Аватар». При этом рекордсмен проката собрал почти три миллиарда рублей, а вот «Облачный атлас» пока окупил лишь половину затраченных на него средств. И вряд ли в ближайшее время окупит, потому что, несмотря на активную рекламу (а это дополнительные расходы, и немалые), далеко не все зрители способны выдержать это зрелище.

В принципе, фильм состоит из шести внешне не зависимых друг от друга историй, происходящих в разные эпохи: от XIX века до отдалённого будущего. При этом рассказываются они не последовательно. Представьте, что вы сидите у телевизора с пультом и три часа подряд поочерёдно, с интервалом в несколько минут, а то и секунд,  переключаете шесть каналов, – примерно так смонтирован «Облачный атлас». Нужно очень напрячься, чтобы уловить связь эпизодов друг с другом. Ещё труднее передать  словами смысл каждого из сюжетов и всего зрелища в целом.

«Все истории связаны между собой, все они – о любви, о жертве, о свободе, а также о границах и последствиях этой свободы. О том, что революция духа невозможна без самопожертвования, а эволюция невозможна без боли и страданий», – пишет в интернете один из поклонников «Облачного атласа». Больше о сюжете фильма сказать, собственно, и нечего.

Не поражает он и актёрской игрой, хотя в нём заняты первоклассные голливудские звёзды во главе с Томом Хэнксом. Но достоинство, вернее, фокус фильма – не в раскрытии новых граней талантов Хэлли Берри, Джима Бродбента, Сьюзан Сарандон, Хью Гранта или Джима Стерджесса. Самое интересное – узнать, кто есть кто. Они участвуют во всех шести частях в сложнейшем гриме, под которым их трудно узнать.

В общем, ничего из привычных достоинств, которые мы обычно ищем в так называемом интеллектуальном кино, в фильме Тома Тыквера («Беги, Лола, беги», «Парфюмер», «Рай») и создателей знаменитой «Матрицы» братьев Вачовски (пардон, с недавних пор это брат и сестра), нет. Не отнесёшь «Облачный рай», судя по сборам, и к коммерческому кино. При этом продюсеры не считают его неудачей. И в этом есть свой смысл.

«Облачный атлас» снят по одноимённому роману британского писателя Дэвида Митчелла. Его название, по признанию автора, было навеяно произведением японского композитора Тоcи Итиянаги: «Я купил компакт-диск только из-за удивительного названия композиции». Музыка – вот, пожалуй, к чему ближе всего фильм Тыквера и Вачовски. А ещё – живопись, благодаря удивительной работе операторов Франка Грибе и Джона Толла. Два искусства, наиболее удалённые от литературы, на которой были основаны и развлекательное, и интеллектуальное кино. В начале было слово, даже в немом кино, почти сразу взявшем на вооружение титры. Но именно это определило как бы «второсортность» кинематографа по сравнению с литературой. «Комплекс неполноценности» из-за этого ощущают многие режиссёры. Их уязвляет, что, с  большими или меньшими потерями», их фильмы можно пересказать словами.

Кадр из фильма «Древо жизни»«Облачный атлас» пересказать невозможно. Его можно только смотреть. Как и победителя Каннского фестиваля 2011 года «Древо жизни» Терренса Малика. Такое же практически бюссюжетное и более двух часов длящееся медитирование. Это испытание, скажу честно, я за один присест не выдержал. Спустя полгода после просмотра почти ничего из него не помню, кроме… четырнадцатиминутной анимационной фантазии на тему сотворения мира – от бактерии до динозавров. Как раз её даже многие почитатели фильма сочли чрезмерной. Пересматривать это произведение меня пока не тянет. «Облачный атлас» я смотрел почти не отрываясь, сначала пытаясь обнаружить привычное сюжетное развитие и связать чередующиеся в картине эпохи и сюжеты в один узел. Потом бросил это безнадёжное занятие и стал просто смотреть удивительное зрелище. Не скажу, что полностью впал в медитацию. Всё-таки предаваться созерцанию в течение трёх часов не привык. Но и скуки, как при просмотре «Древа жизни», не испытывал.

Возможно, и тот, и другой фильм – новый, третий, вид кинематографа? Медитативный? И раздражает, как всё новое, непривычное? Я тут недавно перечитал «фильму» Бориса Акунина «Летающий слон». Про то, как во время Первой мировой отвергли военный бомбардировщик «Илья Муромец». Потому что слишком технически сложен и дорог, не то что проверенные дирижабли. И слишком тяжёл, по сравнению с тогдашними авиетками. Слон, одним словом. Хоть и летающий. История, между прочим, основана на реальных событиях, а изобретатель Сикорский впоследствии был признан гением.

«Облачный атлас» я бы сравнил с этим «летающим слоном». Его авторы, не заботясь о зрителе, создали пусть пока и неуклюжий, но, быть может, совершенно новый вид  киноискусства. Что не отменит, уверен, уже сложившиеся два – развлекательное и интеллектуальное.

Михаил КЛИМЕНКОВ

Привязка к тегам кино