Блоги

Разрешённые форматы картинок: jpg и jpeg.
С инструкцией по созданию блога можно ознакомиться по ссылке

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Блоги групп
    Блоги групп Страница списка лучших командных блогов.
  • Авторизация
    Войти Login form

ТАКАЯ СТРАНА - О претендентах на «Оскар» - фильмах «Прислуга» и «Мартовские иды»

Добавлено : Дата: в разделе: Киноклуб

В последнее время что-то случилось с моим восприятием американского кино. Довольно долго оно было для меня образцом этого вида искусства. Конечно, в списке  моих любимых фильмов много отечественных лент, а также французских, итальянских. Из других стран в личной видеотеке я храню штучные шедевры шведа Ингмара Бергмана, немца Райнера Вернера Фасбиндера, поляка Кшиштофа Кеслёвского, венгра Миклоша Янчо, голландца Йоса Стеллинга…

Этот список можно расширить, но массовым поставщиком качественного кино для меня всегда был Голливуд. А шорт-лист «Оскара» – лучшей рекомендацией для просмотра. Это не значит, что все фильмы, претендовавшие на эту премию, мне нравились, но практически ежегодно среди них находился тот, что пополнял мой список любимых фильмов.

Номинанты на «Оскар-2012» ещё не объявлены, но 15 января станут известны обладатели премии «Золотой глобус». Обычно выдвинутые на «Глобус» включаются и в борьбу за главную кинопремию.

Прислуга Прислуга Второй после «Потомков» по числу номинаций (пять) идёт «Прислуга». Три из них – самые престижные: «Лучший драматический фильм», «Лучшая драматическая женская роль» (Виола Дэвис), и «Лучшая драматическая женская роль второго плана», причём в последней номинации сразу две актрисы из «Прислуги»: Октавия Спенсер и Джессика Чавес. Что касается Виолы и Октавии, то вероятность их победы весьма высока. Обе играют негритянок-служанок.

Действие разворачивается в начале 60-х годов на американском юге, где расовая сегрегация ещё в полном законе. Белая девушка Скиттер (Чавес) хочет стать журналисткой в престижном журнале, и для этого ей нужно написать оригинальный материал. Девушка намерена взять интервью у чернокожих служанок, её выбор падает на Эйбелин (Дэвис). Та не спешит раскрывать душу начинающей журналистке. Хотя суды Линча к тому времени ушли в прошлое, а ку-клукс-клановцы ограничивались устрашающими, но бескровными театрализованными представлениями, Эйбелин понимала, что  белое население городка Джексона, столицы штата Миссисипи, мягко говоря, не простит ей откровенности. Однако Скиттер удаётся уговорить сначала Эйбелин, а потом и её коллег. Книга выходит в Нью-Йорке в разгар марша на Вашингтон, устроенного лидером движения за права чернокожих Мартином Лютером Кингом. Расисты в Джексоне посрамлены, прислуга победила.

Фильм сделан профессионально. Мастерски написанный сценарий, грамотная постановка, игра актёров выше всяких похвал. Тем не менее я не испытал сильных чувств.

Мартовские иды Мартовские иды К сожалению, то же случилось и при просмотре ещё одного номинанта на лучший фильм – «Мартовские иды» Джорджа Клуни. Он тоже основан на реальных событиях, причём достаточно недавних. В 2004 году один из кандидатов на пост президента США от демократической партии губернатор штата Вермонт Говард Дин в разгар кампании неожиданно снял свою кандидатуру. Объяснил он свой поступок тем, что на предварительных выборах соперники серьёзно обошли его и шансов на победу не осталось. Авторы фильмы предлагают свою версию. «Мартовские иды» – устойчивое словосочетание, связанное с убийством Юлия Цезаря его ближайшими сподвижниками. Более известны предсмертные слова, якобы произнесённые  римским императором: «И ты, Брут!». Роль Брута, вернее, одного из руководителей предвыборного штаба Стивена Майерса, блестяще исполняет Райан Гослинг, претендующий на награду в номинации «Лучшая драматическая мужская роль». Причём интрига сюжета такова, что Стивен отвечает предательством на предательство, а в целом фильм раскрывает грязную подоплёку политических кампаний.  Что уже давно ни для кого не секрет.

Почему же мастерски сделанные «Мартовские иды» и «Прислуга» оставили меня довольно равнодушным? Тема дискриминации человека, в том числе и расовой, всегда была мне небезразлична. Не буду вспоминать детских слёз, пролитых над «Хижиной дяди Тома» или юношеского волнения на фильме «Связанные одной цепью». Ещё каких-то десять лет назад незабываемое впечатление произвёл просмотр «Миссисипи в огне» Алана Паркера.

Оставил я в своей видеотеке и фильм пятилетней давности того же Джорджа Клуни «Доброй ночи и удачи (Good Night, and Good Luck)», повествующий о временах маккартизма в США. Его новая лента сделана ничуть не хуже. Чем же она мне не угодила?

Порылся в своём сознании и пришёл вот к каким выводам. Что касается «Прислуги», то весь её пафос заключается в том, что американцы уже якобы пережили период расовой сегрегации. Поверим им на слово. Внешне это, по крайней мере,  действительно так: назвавший сегодня в США афроамериканца негром, а тем более ниггером, будет иметь серьёзные проблемы с законом. Я желаю им Good Luck в деле продвижения политкорректности, но меня сейчас больше волнуют проблемы растущей расовой и национальной нетерпимости в своей стране. Откройте комментарии в том же Рамблере к любой статье. Появляется, например, заметка: «По данным института социологии РАН 59 процентов населения России – бедняки». И тут же – ехидный комментарий прикрывшегося ником Антисемит: «А как же сказки про богатых россиян? Ненавижу это слово, есть нормальное – русский! Вот она, жи-до-vs-kaя сказка!» Что делать с нашим специфическим расизмом, «Прислуга» ответа не даст.

А последние выборы в Государственную Думу заставляют меня иронически воспринимать сюжет «Мартовских ид». Обаятельный в исполнении Джорджа Клуни кандидат в президенты оказался подлецом, ну так и поплатился за это. Понял, что голосов не наберёт. До ихнего «Чурова» дело не дошло, да и вряд ли бы он стал суетиться…

В начале 90-х, когда американские фильмы пошли у нас потоком, довольно мутным, но в котором доходили и лучшие ленты, казалось, что у наших стран много общего, а знакомство с их искусством поможет нам излечить свои гнойники. Увы, не помогло… И чем дальше, тем дальше мы друг от друга.

Так что оба фильма, наверное, достойны наград, но для нас они – сцены из инопланетной жизни. Такая уж у нас страна – Америка, как говорит один из кандидатов в президенты, нам не указ…

Михаил КЛИМЕНКОВ

0