Солист симфонического оркестра Мариинского театра встретился с учениками музыкальной школы

Проект «Я музыкантом стать хочу!», успешно начатый в феврале прошлого года, продолжается в Биробиджане

БИРОБИДЖАН, 4 марта, «Город на Бире» – Если вместо красивой мелодии ваша гитара уже несколько лет конвейером выдает три аккорда, то что-то явно идёт не так. Но не стоит отчаиваться и забрасывать свой талант на антресоли. Вдруг ваше призвание – флейта? Солист симфонического оркестра Мариинского театра Денис Лупачёв утверждает, что музыка для каждого из нас так же естественна, как дыхание. Умеете дышать – значит, умеете играть на флейте.


Музыкант на сцене должен быть естественным.
Денис Вячеславович показывает, что вот так переигрывать не нужно.

В Биробиджане петербуржец Денис Лупачёв оказался не просто так. Проект «Я музыкантом стать хочу!», успешно начатый в феврале прошлого года, продолжается и сейчас. Профессиональные музыканты-инструменталисты из ведущих вузов России и Дальнего Востока посетили нашу музыкальную школу и провели множество мастер-классов для юных аккордеонистов, саксофонистов, пианистов. И вот настала очередь флейты – инструмента, менее популярного, чем фортепиано, зато такого легкого, утонченного, во всех отношениях особенного. Жаль, не у всех детей есть собственный инструмент, чтобы репетировать дома. Но и школьных занятий хватает, чтоб ребята могли без подглядываний в ноты свободно сыграть «Венецианский карнавал».

– В музыкальную школу меня привела мама. Сначала мы хотели пойти в класс фортепиано, но там было столько желающих, что для нас уже не было места. И вот мы расстроились, почти стали уходить, а в последний момент мне предложили научиться играть на флейте. Я согласилась и мне очень нравится работать с этим инструментом, – говорит Настя Партакевич.


Ксюша Самарина.

Ксюша Самарина одновременно с игрой на флейте осваивает синтезатор. На ее решение заниматься музыкой тоже повлияла мама. Вот уже четыре года девочка ходит в музыкальную школу. Денис Лупачёв отметил, что Ксюше отлично даются низкие ноты, но посоветовал ей держать голову чуть выше, чтоб совсем не уводить звук в пол. В начале мастер-класса Денис Вячеславович посоветовал всем присутствующим не стесняться и задавать все интересующие вопросы. Объяснить ребёнку скучное упражнение образно и доступно – его конёк. В ход пошла бутылка с водой, стакан, сотовый телефон и жизненные ситуации.


Полина Болтыбаева.

– Высокая нота получается некрасиво, слышишь? – спрашивает он у Полины Болтыбаевой. – А всё почему? Потому что ты напрягаешься. Ты когда дышишь, думаешь о том, как ты это делаешь? Правильно, нет. Ведь если начнёшь об этом думать, ты задохнешься. Так и с флейтой. Звук получится естественным и объёмным, если не напрягаться. Вот что ты делаешь, когда устала?

– Сажусь и ничего не делаю, – отвечает девочка.

– Но ты ведь вздыхаешь так: «фух, наконец-то закончились эти уроки»? Вот такой же усталый звук издаёт флейта, когда ты не расслаблена. И, смотри, в автобусе, когда едешь стоя, ноги ведь держишь прямо, чтоб не упасть. Так что не сгибай их, представь, что ты едешь в автобусе. Дышать ты умеешь, и стоять красиво, как модель, тоже.

Девочка смущённо улыбается. Берёт ноту – и мы слышим чистый приятный звук. Флейтисту можно тренироваться хоть на горлышке бутылки. У Полины с бутылкой упражнение не совсем получилось. Преподаватель смеётся: «Вижу, на флейте ты умеешь играть, а на бутылке нет».


Между флейтой и обычной бутылкой не так много различий, как кажется на первый взгляд.

Секреты мастерства Денис Вячеславович объяснял на детском языке, но одновременно понятном для преподавателей. Распространённая проблема юных флейтистов – язык, который мешает извлечению звука. Музыкант посоветовал детям представить вместо флейты эскимо и дело пошло на лад. Ещё один секрет заключается в том, что инструмент для всех одинаковый, а особенности человеческие разные. У Дениса Лупачёва к флейте прикреплён расширитель. Говорит, пальцы длинные и мешают зажимать кнопки так, как нужно. А у кого-то наоборот пальцы короткие, значит, инструмент нужно подводить под свои личные данные. Это как с мобильным телефоном – вот он, прямоугольный. Но одному удобней держать его так, а другому – иначе, и тут ничего не поделаешь, если нужен один результат – позвонить.

Преподаватель учил правильно расставлять акценты и интонации, сравнивая музыкальную фразу с человеческой речью. Оказалось, в музыке тоже можно найти подлежащее и сказуемое. К школьной программе близко – детям понятно, а педагогам приём на заметку. Но самое главное – первый звук, настройка. Как только пианист выдает ноту «ля», у музыкантов возникает подсознательный страх выдать в ответ хриплое и нечленораздельное бурчание. Денис Лупачёв призывает страх этот перебороть, ведь звук настройки – первое впечатление, которое слушателям скажет о музыканте всё.

Ребята сыграли на мастер-классе по два произведения. Занятие продолжалось более трёх часов. Это время пошло детям на пользу. Необычный урок преподаватели музыкальной школы записали на видеокамеру. Так что у будущих учеников наверняка тоже появится возможность поучиться мастерству у гостя из северной столицы.

Катерина ТЮЛЬКИНА

Joomla SEF URLs by Artio
 
1