30 апреля — Международный день джаза

Интервью Геннадия Богаченко

БИРОБИДЖАН, 30 апреля, «Город на Бире» —  Международный день джаза (International Jazz Day) – молодой праздник. В календарях он появился в 2012 году. В качестве основной цели учредители праздника обозначили «повышение степени информированности международной общественности о джазе как о силе, содействующей миру, единству, диалогу и расширению контактов между людьми». В нашем городе, вне всякого сомнения, больше всех миру, единству и диалогу поспособствовал известный биробиджанский музыкант Геннадий Богаченко. Дальнейшее изложение – от его лица.


На занятии с третьекурсником Павлом Косторевым.

О детстве

Родился я в Биробиджане и, поверьте, это очень много для меня значит. В семье у нас все любили музыку. Мой отец Павел Кириллович играл на духовых инструментах, баяне, гармошке. Дома всегда была гармошка, была балалайка. Старшие мои сёстры Любовь и Надежда закончили педучилище, где игра на музыкальном инструменте была обязательной. Раньше во всех школах были хоры и духовые оркестры. Нас было семеро детей, доходы в семье были небольшие, поэтому я обучался в школе-интернате. В начальной школе я записался в кружок самодеятельности и начал в 10 лет заниматься по классу кларнета у педагога Давида Шварцбурга. Параллельно в Доме пионеров занимался по классу баяна у Виктора Лесото. Кларнет мне сразу не понравился – какой-то он маленький и негромкий. Мне хотелось меди и громких звуков – и я пошел на трубу. С тех пор, вот, с ней не расстаюсь…

До армии я работал в ресторанах, в основном в «Востоке». Тогда набирали обороты вокально-инструментальные ансамбли. Сначала играл на контрабасе, потом – на трубе, потом – на баяне. Как сейчас помню репертуар тех лет: «Поспели вишни в саду у дяди Вани», «Ах, Одесса, жемчужина у моря» и т.д. Получал за игру свои первые деньги. Человеком я был непьющим, занимался боксом и футболом, деньги в основном уходили развлечения.

Армейские будни

Попал я служить на флот во Владивосток. Думал, буду служить в спортивной роте, но в первую очередь распределяли музыкантов. Так я попал служить в Краснознаменный ансамбль песни и пляски Тихоокеанского флота. Коллектив был профессиональный, все музыканты были с образованием, нас, дальневосточников, было в нём всего двое. Мы прошли множество стран во время боевых дежурств кораблей флота. Заходили во множество стран Африки и Азии. Почти ежедневно после службы у нас были репетиции, регулярно выступали с концертами. Женщин на корабле и в ансамбле не было, так что мне приходилось ещё плясать и петь. Хотя в школе мне говорили, что у меня нет голоса. Только в ансамбле в армии выяснилось, что у меня отличный бас, который редко встретишь. Я даже был запевалой в ансамбле.

Мои университеты

Демобилизовавшись и вернувшись в Биробиджан, стал играть в ресторане «Центральный», там же рядом располагалось старое культпросветучилище. Его педагог Давид Шварцбург предложил мне поступить в училище. В январе 1971 года меня взяли сразу на второй курс, и уже через три месяца устроили на работу в качестве преподавателя. После окончания училища поступил в хабаровский институт культуры, где отучился три с половиной года и понял, что это не моё. Я хотел быть музыкантом, а из нас готовили клубных работников. Поступил в хабаровское музыкальное училище, которое закончил за три года вместо четырех положенных. Ну а финальной точкой моего образования стала Владивостокская академия искусств. Таким образом, учился я до 36 лет с перерывами.

БАМ

В 1975-м меня пригласили возглавить ДК в Чегдомыне. Там работали музыканты со всей страны – было у кого поучиться. Мы со своим ВИА частенько становились лауреатами краевых музыкальных конкурсов. Потом мною был организован духовой оркестр, с которым мы объехали с гастролями весь Дальний Восток.

Ансамбль «Дальний Восток»

В 1985 году меня пригласили трубачом в государственный ансамбль «Дальний Восток», в котором играли прекрасные профессиональные музыканты. С гастролями мы побывали в Америке и Японии, не говоря уже о республиках Советского Союза.

Америка

Эта страна оставила неизгладимый след в моей душе. Лучшей страны я в жизни не видел. Были мы с визитом в Портленде, который является побратимом Хабаровска. Видно, насколько люди, живущие там, любят свою страну. У нас флаги вывешиваются по праздникам, а у них они висят круглогодично. Незнакомые люди улыбаются тебе, здороваются. Гуляющие с собакой все ходят с пакетом и совком – у нас такое невозможно представить и сегодня. Улицы настолько чистые, что можно сесть в белых джинсах на тротуар и не боятся испачкаться. Я уже не говорю об общественных туалетах, в которых (в отличие от наших) «можно жить».

Мы были участниками музыкального «Фестиваля роз». Гости были из множества стран мира. Мы работали на площадке, где звукорежиссерами были ребята, озвучивавшие концерты Майкла Джексона. Играли мы русские народные произведения, стилизованные под джаз-рок. В конце фестиваля был музыкальный парад: мы ехали на огромном трейлере по улицам Портленда, играя живую музыку.

Создание биг-бенда

В 1992 году я вернулся к преподавательской деятельности в нашем колледже культуры. В ансамбле «Дальний Восток» мы много работали с джазом, окончив училище и консерваторию, я имел понятие, что такое импровизация. Эстрадный оркестр колледжа постепенно стал играть джазовые композиции. Из Америки я привез много профессиональных джазовых партитур, которые мы потихоньку начали разбирать. Ребятам было тяжело: ноты вроде те же, а играть их надо по-другому. Постепенно получился джазовый репертуар, с которым нас начали приглашать на фестивали. Почти везде мы занимали первые места. На волне любви к джазу мы организовали джазовый фестиваль в Биробиджане. Всего прошло семь фестивалей. К нам приезжали в гости музыканты из Хабаровска, Благовещенска и Владивостока.

Действительность

Вот уже больше пяти лет, как история джаза в нашем городе канула в Лету. Музыкальное направление в нашем колледже культуры сходит на нет. В этом году не будут набирать учащихся на эстрадно-духовое отделение. Скоро в городе не будет музыкантов, умеющих играть на духовых инструментах. Остался единственный военный духовой оркестр, где девяносто процентов – мои выпускники. На сегодняшний день они потихоньку начинают уходить на военную пенсию, кто-то уезжает. Скоро не останется и их. Никому это у нас в области не нужно. Я считаю, что нужно возрождать городской эстрадно-духовой оркестр, у меня даже готова смета. Если сейчас этого не сделать, то через три-пять лет играть в нем будет уже некому.

Три слова о себе

Не терплю предательства – в моей жизни его было немного, но случалось. Люблю добрых и чистых душой людей. Молодежь колледжа ко мне тянется, я для них почти легенда. На досуге люблю почитать политические детективы. Чтобы быть в курсе мировых событий, регулярно читаю «Аргументы и факты». Самая большая моя обида – когда сейчас меня приглашают на фестивали в качестве члена жюри, мне грустно, что я не могу привезти туда биробиджанских музыкантов.

Мечта

Хочу, чтобы на нашей набережной, в парке, на городских праздниках звучала живая музыка.

Эдуард Тираспольский

Joomla SEF URLs by Artio
 
1