ЕАО может войти в ассоциацию «Духовое общество»


У крыльца общежития завода «Дальсельмаш». Самодеятельные духовые оркестры когда-то были едва ли не во всех крупных коллективах.

Поможет ли новая общественная организация возродить интерес к духовой музыке разбирался журналист «Ди Вох»

БИРОБИДЖАН, 29 декабря, «Город на Бире» – В августе этого года ряд некоммерческих творческих организаций известил о создании ассоциации «Духовое общество». Объединить она должна исполнителей на духовых и ударных музыкальных инструментах. Президентом её избран уважаемый в творческой среде человек – руководитель и главный дирижёр Ансамбля песни и пляски Российской армии им. А. В. Александрова Валерий Халилов (Валерий Михайлович Халилов погиб в авиакатастрофе над Чёрным морем 25 декабря. Тест в газете «Ди Вох» вышел 22 декабря — прим.ред.). Уже в октябре в Москве состоялось первое заседание новой организации. На нём сообщили, что о готовности войти в «Духовое общество» заявили тридцать регионов страны. ЕАО в этот список пока не вошла.

Обсуждение перспектив вступления в ассоциацию музыкантов автономии состоялось в начале декабря.

СОВЕЩАНИЕ не было официальным и многолюдным – в его задачи входило выяснение отношения к идее вступления в новую общественную организацию людей, причастных к исполнению музыки и обучению ей. Тем не менее, состав участников обсуждения был весьма представительным. Пришли те, кто отвечает за развитие культуры в ЕАО: начальник областного управления культуры Светлана Тромса, директор Центра народного творчества, кинематографии и историко-культурного наследия ЕАО Михаил Поляк, директор областной филармонии Ирина Хозяйская. На совещание пригласили руководителей образовательных заведений: директора областного колледжа культуры Елену Болтыбаеву, директора детской музыкальной школы Биробиджана Татьяну Конончук, председателя региональной общественной организации (РОО) «Виртуозы музыки» в ЕАО Геннадия Богаченко. Своё мнение предложили высказать действующим музыкантам: дирижёру оркестра воинской части Тимуру Рахматуллину, музыканту этого оркестра и одновременно преподавателю игры на саксофоне Егору Кононову, руководителю нескольких творческих коллективов Владлене Лагуновой.

Ассоциация, как было провозглашено на общем собрании её учредителей, – организация добровольная. И для начала всем хотелось понять, зачем она создаётся.

В Положении о членстве, принятом на общем собрании «Духового общества», говорится лишь об условиях членства в ассоциации, порядке приёма в её члены и выхода из организации. Весьма общо обрисованы права и обязанности вступивших. Конкретно определены пока только размеры вступительных и годовых членских взносов. Они, в принципе, невелики: от тысячи до пяти тысяч рублей для юридических лиц и от 500 до тысячи – для физических.

Кое-какие сведения о целях и задачах можно найти в интернете. Так, на заседании актива ассоциации, проходившем в конце октября, исполнительный директор «Духового общества» Галина ЗОЛИНА заявила:

– Ассоциация создана в помощь профессиональным музыкантам и любителям музыки... Мы хотели бы содействовать созданию благоприятной среды для возникновения молодёжных оркестров и развития одарённых детей, поддерживать творчество современных композиторов, которые пишут музыку для духовых ансамблей. Одной из ключевых задач считаем популяризацию российской музыки, созданной специально для духовых оркестров.

«Из ничего не выйдет ничего».
«Король Лир» (1970, реж. Григорий Козинцев).

Цели, конечно, благородные, хотя тоже выражены весьма обтекаемо. Впрочем, ждать конкретики от Галины Дмитриевны вряд ли возможно. По информации из того же интернета, она не имеет музыкального образования, долго работала в агропромышленном комплексе Краснодарского края, дослужилась до должности вице-губернатора. В апреле прошлого года новый губернатор края не продлил с нею контракт. Чиновница тогда заявила, что уедет в Москву, и вот теперь ей нашли применение. Впрочем, Золина – администратор ассоциации. В её же состав, как сообщается, вошли известные творческие коллективы и видные музыканты. Не только столичные, но и из регионов. В министерстве культуры называют цифры: в России существует примерно 1200 духовых коллективов, что, считают в ведомстве, мало. Распределены они весьма неравномерно: где более-менее густо, а где и совсем пусто.

В ЕАО ЕСТЬ три духовых коллектива: оркестр в воинской части, ансамбли в Биробиджанской и Смидовичской музыкальных школах. Это даёт основание Светлане Тромса говорить, что ситуация с духовой музыкой у нас нормальная. Во всяком случае, значительно лучше, чем со струнной. Оно вроде бы правильно: сегодня в Еврейской автономии нет ни одного преподавателя игры на скрипке. Культурное ведомство ещё вносит в свой актив существование ансамбля скрипачей, но этот коллектив всегда подпитывался выпускниками ДМШ. Сегодня этот источник высох, и будущее ансамбля весьма туманно.

Конечно, три духовых коллектива – втрое больше, чем один скрипичный. Что касается военного оркестра, то своим существованием он обязан не культурному ведомству. Более того, благодаря тому, что он есть в Биробиджане, существует и ансамбль детской музыкальной школы: обоими коллективами руководит Тимур Рахматуллин. Музыкант из того же военного оркестра Егор Кононов учит детей игре на саксофоне. Люди они служивые, подневольные. Если их переведут в другое место, пришедшие им на замену могут и не согласиться работать в ДМШ. Кто тогда будет обучать игре на духовых инструментах? В высших учебных заведениях, готовящих преподавателей духовой музыки, сегодня нет ни одного студента из ЕАО. В колледже культуры учатся двое.

ПРЕПОДАВАНИЕМ музыки занимаются ещё и в РОО «Виртуозы музыки». Игру на разных музыкальных инструментах здесь осваивают более пятидесяти биробиджанцев разного возраста – от дошколят до пенсионеров. Станет ли кто-нибудь из них музыкантом или преподавателем музыки, неизвестно. Но учат их профессионалы. Игре на кларнете –  Леонид Корсунский, возглавлявший в своё время ДМШ и преподававший в ней. На трубе, саксофоне, флейте – выпускница колледжа культуры Алёна Тарасова.

Организовал творческий центр, где к музицированию может приобщиться любой желающий, Геннадий БОГАЧЕНКО. Этот человек известен не только музыкантам и любителям музыки. Он долгое время преподавал в колледже культуры, руководил оркестром этого учебного заведения, а в прошлом десятилетии – Биробиджанским муниципальным духовым оркестром.

– Численность музыкантов в нашем оркестре превышала сорок человек, – вспоминает Геннадий Павлович. – Это были и преподаватели музыки, и студенты колледжа, и просто люди, которые умели играть на каком-нибудь инструменте. Мы принимали участие практически во всех городских мероприятиях, давали концерты. Выезжали на различные конкурсы и фестивали и неоднократно привозили дипломы и Гран-при. В 2010 году дали юбилейный концерт, и он стал последним. Нам сказали в мэрии, что денег на содержание оркестра нет. Хотя платили музыкантам сначала всего по пятьсот рублей в месяц, потом по тысяче.

Геннадий Богаченко сетует, что некоторые музыканты, игравшие в его оркестре, либо уехали из города, либо ушли в мир иной. Однако он уверен, что оркестр в Биробиджане можно собрать и сейчас. Он обращался с таким проектом к нынешним руководителям области и города. Говорит, что мог бы собрать коллектив из тридцати музыкантов. Причём на приобретение музыкальных инструментов практически не придётся тратиться: у многих есть свои трубы, кларнеты и прочие инструменты. Но музыкантам нужно платить, хотя бы по 10-12 тысяч рублей в месяц, считает Геннадий Павлович:

– Это немного. В Благовещенске в городском оркестре тридцать человек, оклады – от 25 до 30 тысяч рублей. Наши руководители выслушали меня с сочувствием, но сказали, что денег на оркестр нет.

Скудными заработками преподавателей объясняет их нехватку в музыкальной школе Елена БОЛТЫБАЕВА, ещё недавно возглавлявшая это учебное заведение. При этом недостатка в детях, желающих обучаться, по-прежнему нет. А вот в колледж на музыкальные специальности не идут: будущее выпускников в Биробиджане туманно. Взрослых оркестров, кроме военного, нет, а идти в музыкальную школу – значит обречь себя на нищенский заработок…

ДЕФИЦИТ СРЕДСТВ на музыку – одна из главных причин того, что это искусство у нас, мягко говоря, не процветает. И ассоциация «Духовое общество» вряд ли поможет её решить. Это понимают все участники совещания, которое состоялось в Биробиджане. И всё-таки большинство из них считают, что сходу отвергать идею вступления в такую организацию не стоит.

– Вступление в ассоциацию позволит музыкантам автономии заявить о себе, – считает Елена Болтыбаева.

– Если ассоциация будет проводить семинары, мастер-классы, рассылать методические рекомендации, уже будет польза, – надеется Тимур РАХМАТУЛЛИН.

Тем не менее, все принявшие участие в обсуждении высказались за то, что и торопиться не следует. Светлана Тромса обещала обобщить все возникшие вопросы и попросить руководство ассоциации на них ответить. После этого, возможно, к разговору вернутся.

Михаил КЛИМЕНКОВ

Joomla SEF URLs by Artio
 
1