О чём писала газета «Ди Вох» в октябре 2016 года: Правильные приоритеты

Российские законы не запрещают содержать дома диких животных

БИРОБИДЖАН, 8 января, «Город на Бире» - Встретив иностранца, русский обычно снисходительно улыбается: мол, как ты можешь понять Россию, когда душа наша гораздо шире, чем рассказы про матрёшку, водку и балалайку?! Русский способен запросто приютить медведя! Да-да, здоровенный хищник может быть вашим любимцем наравне с йоркширским терьером, похожим на щётку для обуви. Так уж повернулось наше законодательство. Но есть ли место дикому животному рядом с человеком?

Необычайная выносливость, способность мгновенно мобилизовать свои силы при виде добычи, величественность и храбрость. А ещё – всеядность и любовь к спанью. Медведь – животное, которое своим поведением стопроцентно отражает русский менталитет. Поэтому-то мы его так любим! Мишка – символ Олимпийских игр, логотип Хабаровского аэропорта. Он красуется на гербах Новгорода, Норильска, Ярославля, Хабаровска. На гербе ЕАО изображён тигр, но свой любимый медведь у нас тоже есть.

Нюра уже шесть лет живёт в вольере рядом с придорожным кафе в нескольких километрах от Раздольного. Её подкинули сюда медвежонком. Малышку кормили и воспитывали, одновременно не оставляя попыток куда-нибудь пристроить. Но медведица оказалась никому не нужной. В естественной среде она бы уже не выжила. Сначала её держали на цепи, потом построили ей вольер. Так Нюра стала своеобразной «фишкой» кемпинга.

В ЗАКОНЕ РФ «О защите животных от жестокого обращения» написано, что «содержание диких животных в неволе допускается, если созданы условия, соответствующие их биологическим особенностям». Насколько условия хороши для Нюры? Мне показалось, что места ей в вольере достаточно, хоть это, конечно, и не лес. Там чисто. Нюра выглядит весёлой и бодрой, с удовольствием слопала кусок мяса, который мы ей принесли. На шерсти нет проплешин и прочих внешних признаков паразитов.

По тому же закону дикое животное может жить в неволе при наличии разрешения, «выдаваемого в порядке, устанавливаемом местными органами исполнительной власти». Без разрешения содержание возможно временно, когда животное пострадало и его спасли. Но по факту этот законодательный механизм работает не во всех случаях.

– Содержание дикого животного в неволе и полувольных условиях в законе прописано. То есть если вы, скажем, взяли для него два-три гектара земли или построили парк, то с разрешением всё понятно. Что же касается случаев, когда животное оказалось у вас случайно, как в этом кафе, когда его подкинули... Вы придёте, скажете, что хотите, чтоб вам выдали разрешение на содержание, но вам его никто не даст. Законом не установлен порядок выдачи разрешения, непонятно, кто именно должен его выдавать, не установлена форма. У нас здесь правовой вакуум, законодательный механизм отсутствует. Фактически – да, каждый может завести медведя, – признал начальник областного управления по охране и использованию объектов животного мира Алексей ФЕОКТИСТОВ.

Как говорит Алексей Николаевич, у нас в области очень большая проблема с устройством лесных найдёнышей в зоопарки, цирки и зоо-центры. Время от времени животных, пострадавших от рук браконьеров, удаётся отправлять в реабилитационные центры Хабаровского края или Амурской области. В 2012 году на заседании областного общественного экологического совета поднимался вопрос о необходимости создания в автономии подобного центра. Однако денег на него и тогда-то не было, а сейчас тем более нет. Найдёныши бесконтрольно остаются в частных руках. И сколько их таких – никому не ведомо.

Юрий НИКУЛИН, из книги «Почти серьёзно»:
«Облезлый мишка вставал на задние лапы, передние положив на плечи артиста. Борец корчился, изображая, будто бы ведёт с медведем неравную борьбу. После небольшой возни медведь оказывался на лопатках. Грустное зрелище. Становилось жаль и артиста, и животное. Но самое удивительное, что публика, заполнившая этот сарай, радостно аплодировала и восторженно кричала».

Надежда ТАКШАНТОВА, заслуженная артистка России, дрессировщица медведей (из интервью порталу Miraman.ru):
«Конечно, бывают нюансы. Медведь остаётся медведем в любом случае и животные инстинкты ещё никто не поборол. При этом он настолько высокоразвитое существо, что человек рядом с ним просто отдыхает!»

ДВОЙНАЯ АРМАТУРА, из которой сделан Нюркин вольер, заставляет задуматься о том, что хозяин тайги – это всё-таки не комнатная собачка. Наша молодая медведица никогда не проявляла агрессии к людям, но известны случаи, когда косолапым надоедало сидеть в клетках. Проживание диких зверей по соседству с людьми может закончиться трагедией для обеих сторон.

Первый медведь, которого я увидела в своей жизни, обитал, не поверите, на Бумагина, в квартире моей бабушки. Дядьки ходили на охоту, нашли его в лесу истощённым и привезли домой. Медвежонок был очень милым, у него была тёплая густая шерсть. Помню, запах шёл от него достаточно специфический. Мишка любил покушать – сметал всё, что ему давали. Топтыгина не хотели брать ни в цирк, ни в заповедник. Через пару месяцев он погиб от проблем с кишечником.

В прошлом году косолапый, которого содержали в клетке возле кафе-шашлычной «Гоар» в Томске, откусил руку девушке. Сама была виновата: просунула руку в клетку, чтобы мишку покормить. В марте того же года медведь вырвался из клетки на территории промзоны в Хабаровске и напал на женщину, которая за ним ухаживала. Двухсоткилограммового хищника обезвредили сотрудники ОМОН.

НАКРАПЫВАЮЩИЙ дождик быстро превратился в полноценный ливень. Возле вольера никого не было. Нюра улеглась подальше от нас. От нечего делать мы отправились есть шашлык.

В кафе посетителей было немного, зато у нас появилась возможность тщательно рассмотреть стены заведения, обклеенные купюрами, на которых гости передавали приветы и пожелания всем, кто сюда придёт. Благовещенск, Хабаровск, Тольятти, Ростов, Краснодар, Уфа, Новосибирск, Владивосток – это лишь малая часть тех, кто здесь отметился. Попались купюры с автографами дальнобоев и путешественников из Украины, Сирии и Китая. Даже сложно представить, сколько народу повидала в своей жизни медведица! И каждый старается не просто её сфотографировать, но и поделиться чем-нибудь вкусненьким. Дальнобойщики кормят Нюру сгущёнкой, орехами и шашлыком, да и хозяйка кафе, должно быть, немало раскошеливается, чтобы прокормить взрослую особь бурого медведя, которая на вид весит больше трёхсот килограммов. Благодаря хорошей кормёжке Нюра не ложится в спячку. Если бы в области был реабилитационный центр, Нюра уже давно гуляла бы по тайге далеко от людей.

– За время нашей работы не раз поступали животные из ЕАО. На реабилитацию медвежонка с оплатой рабочих и аренды уходит примерно девять тысяч рублей в месяц. Это минимум. У нас здесь есть все условия для содержания: вольеры, подведено электричество, – говорит директор хабаровского реабилитационного центра диких животных «Утёс» Эдуард КРУГЛОВ. – Полтора года проходит реабилитация, затем медвежонка отпускают в естественную среду. Что касается животных, которые уже не могут адаптироваться к жизни в лесу, то для них, конечно, нужно искать место постоянного проживания. Четырёх медведей мы так отправили в Москву – там живёт богатая женщина, которая захотела их взять.

Нюра в Москву уже точно не поедет. Её дом теперь здесь, в приветливой придорожной кафешке. Для справки: в неволе бурый медведь живет около пятидесяти лет.

Катерина ТЮЛЬКИНА

Joomla SEF URLs by Artio
 
1