«Основы православной культуры» выбрали для изучения в этом году 42 процентов школьников ЕАО

О том, как приживаются нововведения в образовательной системе пишет журналист «Ди Вох»

БИРОБИДЖАН, 14 декабря, «Город на Бире» – Появление в школьной программе предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в 2012 году вызвало большой резонанс. Неудивительно, что родители и общественные деятели тогда насторожились: авторы образовательных инициатив эксперименты в школу подкидывают регулярно, как дровишки в печку. Едва мы привыкли к ЕГЭ – так уже ходят слухи о его отмене. Сейчас вот ОРКСЭ. А недавно вице-премьер России Ольга Голодец заявила, что в школах появится ещё один предмет – хоровое пение...<

Не крещения ради

«Основы православного вероучения» предлагал ввести в школьную программу ещё покойный патриарх Алексий II.

Руководители и педагоги светских школ восприняли предложение неоднозначно. Ведь много лет подряд заповеди «не убий» и «не укради» они объясняли юридическим языком на уроках права в соответствующих темах. Неважно, верил ученик в существование Страшного суда или нет, зато точно знал, что есть суд уголовный. В 2007 году десять академиков написали открытое письмо президенту, в котором говорилось, что в обход Конституции в школу пытаются ввести «Закон Божий». С 2009 года в 21 субъекте России началась апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Предмет предполагает шесть модулей: православная культура, исламская, буддийская, иудейская, а также основы мировых религиозных культур и основы светской этики. Таким образом, школьникам и их родителям предоставляется право изучать то, что им ближе. С 2012 года ОРКСЭ преподают во всех российских школах в течение четвертого класса.

Сейчас в области функционирует 32 православных прихода, восемь храмов, четыре часовни и один женский монастырь. Согласно данным последнего социологического исследования православными себя считают 47,8% населения автономии. Модуль «Основы православной культуры» выбрали для изучения в этом году 42% школьников.

– Наш показатель выше среднего по ДФО. Самый высокий – в Магадане, более 73 процентов. Там хорошо выстроена система взаимодействия церкви и школы. Священнослужители присутствовали на родительских собраниях, когда решался вопрос о выборе модуля ОРКСЭ. Они напоминали родителям о том, что православие – это наша культура и история, о важности таких качеств, как милосердие, трудолюбие, мужество, умение любить и защищать своих близких, – говорит начальник отдела общественных связей управления по внутренней политике области Анна ЕРЕНКОВА.

На днях в конференц-зале социально-просветительского центра Биробиджанской епархии прошел семинар для преподавателей основ православной культуры. В нём приняли участие учителя истории, обществознания, руководители мэрии города и преподаватели областного института повышения квалификации педагогических работников, а также гости из других регионов.

Педагоги делились позитивным опытом. Директор школы № 23 города Комсомольска-на-Амуре Любовь ПАЗДНИКОВА показала презентацию. Вот ребята сделали огромный макет Троице-Сергиевой лавры. А вот они пекут куличи. Вот фото с конкурса чтецов, а вот прекрасные рисунки – изображения святых. Никакой пропаганды и призывов идти в церковь. Священнослужители принимают участие в повседневных школьных делах.

– Отец Макарий приходит на разные мероприятия. Вот, например, у нас была акция «Стоп терроризму», – рассказывает учительница школы № 10 поселка Кульдур Светлана КУЛЮШИНА. – Настоятели Храма Пресвятой Богородицы у нас частые гости. И ребятам интересно. Они задают вопросы: почему женщина должна быть с покрытой головой, почему так выглядит одежда священников. Наш приход стал центром духовного воспитания.

На уроках детям рассказывают не только про жития святых и устройство иконостаса. Педагоги акцентируют внимание на воспитании традиционных семейных ценностей.

– К сожалению, дети не всегда могут сформировать правильную модель семьи, потому что они её не видят в силу жизненных обстоятельств, в которые попали родители, – считает руководитель отдела религиозного образования и катехизации Хабаровской епархии иерей Стефан НОХРИН.

Родители разводятся, у ребёнка меняются условия жизни, появляется отчим, порой даже не один. Часто дети повторяют судьбу родителей. Это, конечно, грустно. Но причём здесь школа и церковь? Иерей Стефан Нохрин говорит, что педагог может направить ученика, поговорить с ним о том, о чём ребёнок не хочет разговаривать с родителем.

Иеромонах Григорий ИСМАИЛОВ, благочинный Ульчского района Ванинской епархии, в ходе выступления несколько раз подчеркнул, что цель ОРКСЭ не пропаганда. Он вспомнил о мусульманских семьях, которые выбрали для своих детей православный модуль исключительно в образовательных целях. Дети посещали уроки, выполняли задания, но никто не ограничивал их свободу и не заставлял ставить в церкви свечи или идти на крестный ход (от последнего они тактично отказались). Однако, по словам иеромонаха, в ходе занятий одна семья (не мусульманская) всё-таки решила покреститься.

«Когда я, вместо того чтобы оперировать, каждый вечер начну в квартире петь хором, у меня настанет разруха».

Преображенский. «Собачье сердце» (1988, реж/пост Владимир Бортко)

Проблемы решаются

По результатам мониторинга комитета образования 95% родителей из ЕАО положительно относятся к введению ОРКСЭ в школах. Об этом рассказала кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой изобразительного искусства и дизайна ПГУ им. Шолом-Алейхема Елена АБДУРАЗАКОВА.

– Жалоб и обращений в комитет образования от родителей не было. Уже тот факт, что предмет стал обязательным, свидетельствует о том, что его апробация прошла удачно. Главный критерий: родители не признали этот курс конфликтогенным фактором в условиях класса, – говорит Елена Рудольфовна. – Были и проблемы. В 2012 году предмет утвердили, а учебники писали вдогонку. Ни один учитель не изучал основ православной культуры. Соединять в себе психолога, священника, маму, папу очень сложно, тем более что дети все разные. Сами учителя признавались, что работали по принципу «вечером прочитал, утром пересказал». Мониторинг по Москве показал, что мы творим страшные вещи. Дети, которые уже прошли этот модуль, в лучшем случае отвечали, что это было скучно и неинтересно. Но сегодня учителя относятся к этому курсу с большим пониманием, а отношение родителей и учеников позитивное.

Помогают курсы повышения квалификации и такие семинары. Священнослужители, в свою очередь, с удовольствием идут навстречу учителям и всегда готовы что-то посоветовать.

Песни поются

Старшее поколение периодически вздыхает, что с распадом Союза у народа исчезла идеология. На смену общему стремлению к светлому будущему пришло «каждый за себя». Теперь государство изо всех сил старается наверстать упущенное, воспитывая новое поколение. Педагоги проводят классные часы, курируют волонтёрские движения, учат маршировать в патриотических кружках.

20 ноября на заседании Всероссийского хорового общества в Минкультуры РФ вице-премьер Ольга Голодец заявила, что в школьную программу будут включены уроки хорового пения. Учителя музыки пройдут курсы повышения квалификации, в школах появятся руководители хора и концертмейстеры. И это снова дополнительная нагрузка на педагога, сопряжённая с огромным количеством бумажной работы. Учитель в современной системе образования не только учит, но и взваливает на себя функцию родителя: ведёт детей петь, танцевать, показывает приёмы самбо, объясняет, какой должна быть семья и что такое духовность. Задача ли это для обычной школы и обычного педагога?

Катерина ТЮЛЬКИНА


Фото взято с официального сайта Детского хора России.

Создание сводного хорового коллектива с участием детей со всех концов нашей страны стало одной из первых инициатив недавно возрождённого Всероссийского хорового общества. «В едином коллективе будут выступать дети из разных регионов, разных национальностей, разных социальных слоев населения. Они научатся слушать и слышать друг друга и вне искусства, чувствовать себя детьми единой великой страны и будут передавать это чувство единства другим» - говорит исполнительный директор Всероссийского хорового общества Павел Пожигайло.

Состав хора окончательно сформировался в 2013 году. Уникальный тысячеголосый коллектив участвовал в церемонии закрытия Олимпийских игр в Сочи, праздновал День России в Крыму, выступал в Большом театре, на концерте к юбилею Великой Победы. Всем остальным школьникам сейчас предлагается единиться под предводительством учителя пения, прошедшего 36-часовую переквалификацию в хормейстера. Объективно: такое творчество до уровня сводного хора не дотянет, как бы дети ни старались.

Joomla SEF URLs by Artio
 
1