По маршруту надежды следуют пока автобусы МУП «Транспортная компания» в Биробиджане

БИРОБИДЖАН, 31 мая, «Город на Бире» — «Вперёд и только вперёд!» – в прошлом году решила для себя Ирина АЛЁШИЧЕВА, руководитель только-только созданного тогда МУП «Транспортная компания». О своих оптимистических планах Ирина Фёдоровна рассказала в интервью «Не думать о плохом» («Ди Вох» № 21 от 24 мая 2018 г.).

Руководитель с большим опытом работы в сфере пассажирских перевозок надеялась не только на себя и работоспособный, слаженный коллектив. Ей была обещана действенная государственная поддержка, приобретение новых автобусов, корректное изменение маршрутной сети, что должно было поставить предприятие на ноги и помочь ему набрать обороты. Прошёл год...

– Ирина Фёдоровна, изменилось ли что-то в лучшую сторону?

– К сожалению, ничего нового. Как эксплуатировались наши автобусы по договору аренды, так и ходят. Собственных автобусов у нас нет, другого имущества тоже. Всё, что когда-то принадлежало ПАТП, продаётся конкурсным управляющим. Реализованы лишь несколько станков и транспортных средств. Маршруты пока остались прежними, тяжело решается вопрос с дачными перевозками. Индивидуальные предприниматели диктуют свои условия. Сейчас они объединены в ООО «Автотранс» и должны принимать решения коллегиально. Естественно, делать это им трудно. У одного предпринимателя солидный автобусный парк и ремонтная база, у другого – один-два автобуса. Весовые категории разные, договориться о том, кто на какие маршруты пойдёт, трудно. Они предлагают менять схему движения, а позиция мэрии такова, что именно это делать нежелательно. Сейчас, с введением новой сети, и так есть определённое напряжение. С 1 июля возникнут новые трудности: вступает в силу закон, по которому в автобусах должны будут работать онлайн-кассы. И нас обяжут их приобрести.

– Своевременно ли государство рассчитывается сейчас за перевозку льготников?

– И эта проблема осталась. Достаточно большой промежуток времени проходит между тем, как мы предоставляем отчётность, и тем, как получаем деньги. Хотелось бы получать их быстрее: у нас нет никаких заделов и свободных средств. Из месяца в месяц приходится клянчить деньги у чиновников, напоминая им, что подходит срок выплаты зарплаты, что необходимо покупать топливо... Мы свои проблемы обозначили в разговоре с новым мэром города Александром Сергеевичем Головатым, когда он знакомился с предприятием. Он сказал, что поручил своим специалистам сделать экономический анализ работы компании. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем видеть, сколько средств заложить в городской бюджет на решение транспортных проблем, как оптимизировать работу предприятия. Пока специалисты не произведут расчёты, каких-то конкретных решений в отношении нашего предприятия ждать не приходится. Есть чёткая позиция, что муниципальное пассажирское предприятие необходимо сохранить, а в каком виде оно будет, пока непонятно. Сейчас – когда перевозчики не захотели выходить на дачные маршруты и это вызвало возмущение людей – на проблему обратили внимание в правительстве области. Там поняли, что нужно поддерживать муниципальное предприятие, приобретать новые автобусы. Пассажирские перевозки нельзя рассматривать только как бизнес. Иначе не будет ни малоприбыльных вечерних рейсов, ни поселковых маршрутов. Всё равно придётся либо компенсировать затраты частным перевозчикам, либо поддерживать муниципальное предприятие.

– От ваших надежд годовой давности ещё хоть что-нибудь осталось? Как настроение?

– В апреле нынешнего года, когда у меня заканчивался контракт, мысли были достаточно пессимистические. Но с приходом нового мэра появилась надежда на улучшение, поэтому я написала заявление и заключила ещё один контракт на год. Я отчетливо понимаю: если предприятие закроют, его ждёт такая же участь, как завод «Дальсельмаш» или швейную фабрику. И как потом людям в глаза смотреть?..

Беседовал Александр ДРАБКИН