Поисками ответов на философские вопросы озаботились школьники Биробиджана


Рис. Сергея Ёлкина.

БИРОБИДЖАН, 3 декабря, «Город на Бире» – Тему ежегодных образовательных Иннокентьевских чтений, которые Биробиджанская епархия проводит в рамках Международных Рождественских чтений, на этот раз сформулировали так: «Молодёжь: свобода и ответственность». В течение трёх дней состоялись различные мероприятия: конференция, семинар, диалог-клуб, круглый стол. Лично меня заинтересовал урок на тему «Ученик в поисках смысла». Его провёл сначала в Биробиджанской воспитательной колонии, а потом в гимназии № 1 заведующий кафедрой философии ДВО РАН Андрей ПОПОВКИН.

Мой интерес именно к этому мероприятию объясняется простым любопытством. Со школьниками я сейчас контактирую редко. Мнения о том, какие они сегодня, у старшего поколения полярные. Одни считают, что современные молодые люди легкомысленны и бездумны. Другие признают, что в эпоху интернета больше возможностей для получения ответов на любые вопросы, в том числе и философские, и поэтому современные подростки умнее, чем были их родители. Разумеется, все подобные обобщения ложны. Но то, что в возрасте 14-16 лет молодые люди задаются вечными вопросами о смысле жизни и своём месте в ней, неизбежно.

В школьном курсе есть предмет «Обществознание». С пятого класса ребятам даются основные понятия, касающиеся государства, общества, личности... В выпускных классах желающих сдавать экзамен по этому предмету традиционно много. Так неужели школьный курс исчерпывающе отвечает на сложнейшие вопросы бытия?

Философ Андрей Поповкин в этом не уверен.

– На уроках обществознания вопросы и ответы готовят взрослые, – считает он. – И они не всегда совпадают с тем, что действительно интересует ребят. Они зачастую не могут ясно сформулировать тему, но потребность обсудить её с кем-нибудь – родителями, сверстниками, друзьями, учителями – есть у всех. Только вот не всегда находится собеседник, говорящий со школьником на одном языке.

Сам Андрей Владимирович имеет определённый опыт общения с подростковой аудиторией. Он не загружает ребят сложной терминологией. В своей речи не избегает молодёжного сленга. На сей раз начал беседу с рассказа о том, как ещё мальчишкой участвовал в ограблении торгового ларька – не ради наживы, за компанию. Малолетних правонарушителей застал сторож.

– Он навёл на меня ствол, – вспоминает Андрей Владимирович, – и меня впервые пронзила мысль: «Неужели жизнь моя сейчас закончится?! В чём же тогда её смысл?!»

Быть может, таким вопросом задавались многие будущие философы, а может, другими, из числа вечных. Чем человек отличается от животного? Что значит жить по-человечески? Чем духовные ценности отличаются от материальных и какие из них важнее? Все они в той или иной формулировке входят в программу школьного обществознания. Вечные вопросы могут обсуждаться на уроках литературы, истории. Но вот всегда ли преподаватели способны вызвать к ним интерес?

НАВЕРНЯКА вопросы к учёному-философу возникли у многих. Но задать их в большой аудитории решились единицы.

– Считаете ли вы, что к человеку надо относиться плохо, если к нему относится плохо общество? – спросила девушка. И чувствовалось, что для неё это не абстрактный вопрос, а проблема, которую она пытается решить в данный момент.

А вот вроде бы наивный, тем не менее вечный вопрос: «Что важнее: любовь или дружба?» Неизвестно, чем руководствовался молодой человек, спросивший: «Как относиться к тому, что человек проснулся ясновидцем?» Желанием соригинальничать? Или парень действительно смутно чувствует в себе что-то новое, пока непонятное?..

Андрей Владимирович, конечно, попытался высказать своё мнение по этим проблемам. Но сама организация мероприятия – актовый зал, заполненный старшеклассниками, – не располагала к вдумчивой, доверительной беседе. Понимая это, лектор призвал ребят почаще задавать себе такие вопросы, искать на них ответы и пытаться чётко их формулировать.

– Расхлябанность мышления приводит ко многим ошибкам, иногда трагическим, – подвёл итог урока Андрей Владимирович. – Привычку мыслить точно надо активно развивать ещё в школе.

Наверное, далеко не все уловили суть этого предписания, но для кого-то встреча с философом, возможно, станет ступенькой к постижению смысла своего существования в этом мире.

Михаил КЛИМЕНКОВ