Познакомить с внешним миром призваны образовательные программы для детей-аутистов в ЕАО

651
Иллюстрация pixabay.com

БИРОБИДЖАН, 9 сентября, «Город на Бире» — «Педагогов ЕАО учат работать с детьми с аутизмом», – написала наша газета в № 35 за 2018 год. Тогда спецкурсы для воспитателей детских садов и школьных учителей в областном институте повышения квалификации педагогических работ-ников (ИПКПР) только открылись...

– За год очное обучение в нашем институте прошли около тридцати педагогов, – рассказала старший преподаватель кафедры начального, дошкольного и коррекционного образования ИПКПР Лариса СЕРГО. – Это были в основном педагоги из тех детских садов и школ, которые посещают дети с диагнозом «аутизм». У нас в области это два детских сада в Биробиджане – № 21 и № 45, и десять школ в разных населённых пунктах автономии. Такая работа будет продолжена и в новом учебном году.

Аутизм – психическое расстройство. Главное, что объединяет таких людей, – дефицит эмоциональных проявлений при общении. Это слово и переводится как «ушедший в себя». Долгое время аутистов оставляли один на один с собой. Однако сегодня специалисты считают, что многие из них могут вести достаточно полноценную жизнь, но для этого их нужно научить общаться с другими людьми.

Для квалифицированного сопровождения детей, у которых установлено расстройство аутистического спектра (РАС), педагоги должны обладать специальными знаниями. В ИПКПР их знакомят с самыми новыми методиками в этой сфере.

По информации областного комитета социальной защиты населения, в ЕАО проживают 63 человека, страдающих аутизмом. Из них 48 посещают образовательные учреждения.

– По данным последнего мониторинга обучающихся с расстройствами аутистического спектра, 15 детишек дошкольного возраста ходят в детские сады, – проинформировала начальник отдела организационно-правовой и кадровой работы комитета образования ЕАО Наталья СТЕПАНЕНКО. – В начальной школе учится 21 ребёнок с РАС, в основной (5–9-й классы) – десять. Часть ребят обучаются по адаптированной программе, но немало и таких, кто учится по общей. Кроме того, один получает среднее специальное образование, другой – высшее.

Специалисты утверждают, что чем раньше начнут работать с ребёнком-аутистом, тем больших успехов в своём развитии он достигнет. Начинать нужно буквально с первых дней, как только о болезни стало известно. Однако мало кто из родителей знает, что именно им нужно делать.

– Для них проводятся курсы по основам детской педагогики и психологии, – рассказала Наталья Степаненко. – Эта работа включена в общий список мероприятий для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Они получают индивидуальные консультации, для них проводятся выездные родительские собрания, устраиваются образовательные площадки. Действует родительский интернет-лекторий «Основы детской педагогики и психологии», где размещаются материалы информационно-профилактического характера.

Михаил КЛИМЕНКОВ