Путевые заметки: Для чего посещают святые места?

БИРОБИДЖАН, 4 ноября, «Город на Бире» — Побывать в Оптиной пустыни было не то чтобы давней моей мечтой, но она была местом, которое хотелось посетить. Тур «К великим оптинским старцам (Оптина пустынь – Козельск – Шамордино)» для меня нашла дочь в мой нынешний приезд в Москву. Экскурсия недальняя, продолжительность 15 часов. Цена 1650 рублей. То что нужно!

ОПТИНА ПУСТЫНЬ – название, известное не только людям религиозным, но и тем, кто любит классическую русскую литературу. Слово «пустынь» (ударение на первом слоге) первоначально означало одинокое жильё отшельника. Чаще всего это были монахи, поселявшиеся в пустынной местности. Порой они основывали небольшие монастыри, куда приходили такие же отрекшиеся от мирской жизни люди. Название Оптина происходит от имени легендарного основателя этой пустыни Опта. По преданию, это был раскаявшийся разбойник. Монастырь существовал уже в XV веке и мало чем выделялся среди подобных.

Широкую известность он получил в XIX веке в связи с возрождением в Русской православной церкви института старчества. Это явление возникло и развивалось в средневековой Руси в связи с восстанием молодых монахов, стремящихся к аскетизму. Среди монастырской братии избирался опытный в духовно-аскетической жизни инок, который становился духовным отцом, неоспоримым авторитетом в общине. Однако с начала XVIII века, во времена Петра I, стремящегося к огосударствлению церкви, старчество было запрещено. Спустя полвека оно начало возрождаться, и Оптина пустынь стала одним из очагов этого возрождения.

«Я заезжал по дороге в Оптинскую пустынь и навсегда унёс о ней воспоминание. Я думаю, на самой Афонской горе не лучше… Нигде я не видал таких монахов, с каждым из них, мне казалось, беседует всё небесное. Я не расспрашивал, кто из них как живёт: их лица сказывали сами всё».

Из письма Николая Гоголя графу А. П. Толстому

Особую известность она получила благодаря тому, что была местом паломничества многих деятелей русской культуры. Проторили сюда дорогу основатели славянофильства братья Киреевские. Они были родом из Козельского уезда, на территории которого располагался монастырь, и не только молились здесь, но и тесно сотрудничали с оптинскими старцами. В частности, вели с ними книгоиздательскую деятельность. Оба брата похоронены на территории монастыря. По совету Ивана Киреевского обитель посетил Николай Гоголь, и после беседы со старцем Макарием, по признанию писателя, «вышел другим человеком». Даже Лев Толстой, который, как известно, критиковал православную церковь, был здесь трижды.

В советские времена монахов разогнали, многих расстреляли или сгноили в тюрьмах и лагерях. Последние из старцев-иеросхимонахов – Анатолий, Нектарий, Никон, Исаакий – погибли от рук большевиков. После этого в помещениях располагались: сначала дом отдыха, потом концлагерь, во время войны – госпиталь, фильтрационный лагерь НКВД, после войны – казармы. В 1987 году практически разрушенная обитель была передана РПЦ.

ОТ МОСКВЫ до Введенского мужского монастыря Оптина пустынь в Калужской области – четыре часа по современной высокоскоростной трассе. За тридцать лет восстановлены все пять храмов монастыря и кладбище. Последнее в советские годы сровняли с землёй, но, к счастью, сохранился план погоста с именами похороненных здесь людей. На новых памятниках стоят фамилии, имена и отчества, даты земной жизни погребённых и даже надгробные эпитафии, которые были выбраны их родственниками. Здесь продолжают хоронить священнослужителей пустыни. Например, на монастырском погосте упокоены иеромонах и два инока, убитые душевнобольным в пасхальную ночь 1993 года.

Реконструкция одной из значительнейших цитаделей в истории православия и русской культуры вряд ли была бы возможна без финансирования из патриархата РПЦ. Мужской монастырь в Оптиной пустыни – ставропигиальный. Это значит, что он управляется не калужским епископом, а непосредственно патриархом.

Однако уезжал я из пустыни с чувством душевной неудовлетворённости. Конечно, храмы красивы, хотя мне приходилось видеть и более впечатляющие. Но ехал-то я не за красотой. Хотелось почувствовать ту духовную силу, которая притягивала сюда двести лет назад не только знаменитых людей, но и простых паломников. Увы, душа моя не отозвалась.

Отчасти я виню экскурсовода. Женщина больше часа рассказывала обо всех 14 старцах – на слух вряд ли кто запомнил даже их имена. Её речь перемежалась притчами и наставлениями – большинство их известно всякому, кто знаком с библейскими текстами. О писателях, посещавших обитель, ни слова. После этого она предоставила группе свободное время. В оставшиеся до отхода автобуса сорок минут мы не успели даже осмотреть все храмы, не то что проникнуться святостью места.

До революции в Оптину пустынь ехали ради общения со старцами. И даже если не беседа, то сам вид монахов, с которыми, по словам Гоголя, «беседует всё небесное», наполнял душу. В нынешней пустыни старцев, к которым бы стремился народ, нет. На территорию скита, где живут монахи, ни паломников, ни туристов не пускают. Монахов вообще не видно. По территории монастыря снуют толпы людей. Не знаю, как у других, а моя душа в такой суете остаётся безмолвной.

Увы, то же чувство я испытал несколько лет назад при посещении главной обители русского православия – Троице-Сергиевой лавры. Нынче и она превратилась прежде всего в экскурсионный объект.

И ВСЁ-ТАКИ я не зря съездил в этот тур. Путёвка предполагала ещё посещение города Козельска и Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни Шамордино (ударение на первом слоге). Старинный город знаменит прежде всего тем, что в 1238 году в течение семи недель героически держал осаду татаро-монголов. Сегодня Козельск – захолустный провинциальный городок, мне он запомнился только столовой, где нас вкусно и недорого накормили.

Зато женский монастырь произвёл впечатление! Возникла эта обитель в середине XIX века по инициативе оптинского старца Амвросия. Земли для неё приобрела Александра Николаевна Ключарева. В иночестве она в честь своего духовного отца приняла имя Амвросия. На средства её мужа был отстроен красивейший 15-главый Казанский собор. Шамординские монахини в советское время подверглись гонениям, но сумели сохранить обитель под видом сельской артели. Мы приехали в монастырь под вечер. На территории народ не толпился. В соборе шла служба. Тишина, благодать…

Михаил КЛИМЕНКОВ