Серьёзные концерты в филармонии привлекают слишком мало зрителей


Рисунок Максима Смагина.

В проблеме попытался разобраться журналист «Ди Вох»

БИРОБИДЖАН, 27 февраля, «Город на Бире» – В конце сентября прошлого года в областной филармонии прошёл творческий вечер народного артиста РФ Стоянова. Сказать, что Юрий Николаевич популярен – ничего не сказать. И не только благодаря телепередаче «Городок». Он играет в театре, снимается в кино, ведёт передачи на телевидении. Мне кажется, трудно найти человека, который был бы к нему равнодушен, ещё труднее – относился к Стоянову отрицательно. Приезд такого артиста в Биробиджан – событие, аншлаг на которое, казалось бы, обеспечен.

ЗАЛ НА ЭТОМ КОНЦЕРТЕ, между тем, был заполнен лишь наполовину. При этом две трети присутствовавших прошли бесплатно. В кассах было продано всего 120 билетов, и чтобы не оконфузиться перед артистом, руководство филармонии пригласило инвалидов, военнослужащих и другие категории зрителей, которые готовы посещать зрелища, но не имеют денег, чтобы платить за вход.

Впрочем, не повезло в Биробиджане не только Стоянову. Чуть позже, в октябре, на фортепианном концерте японца Садакацу Цучида, обладателя первой премии Международного конкурса им. Сергея Рахманинова, большинство мест пустовало. Не заполнился даже партер на прошедшем в минувшее воскресенье выступлении Олега Полянского, которого знатоки называют «истинным поэтом фортепиано». А ведь музыканты такого уровня – редкие гости в нашем городе.
Не ломились зрители и на спектакли Государственного театра оперы и балета Республики Саха (Якутия), Ярославского драматического театра, хотя подобные гастроли сейчас не просто редки – уникальны. Якутские артисты приехали к нам благодаря содействию полномочного представителя президента РФ в ДФО Юрия Трутнева, и в обозримом будущем театр вряд ли повторит гастроли. Не увидят больше биробиджанские зрители и спектакли ярославцев. Федеральный центр поддержки гастрольной деятельности, организовавший их приезд на Дальний Восток, обещает в этом году продолжить свою деятельность и включить Биробиджан в список городов, куда привезут лучшие российские спектакли. Но даже если наш город останется в проекте «Большие гастроли», это будут спектакли других театров.

БОЛЬШИНСТВО ГАСТРОЛЬНЫХ мероприятий проходят на сцене Биробиджанской областной филармонии. Учреждение это бюджетное, то есть расходы на её содержание и основную деятельность предусматриваются в главном финансовом документе автономии. Но филармония может зарабатывать средства и сама. Разумеется, она получает задание на проведение культурных мероприятий, так сказать, собственного производства. Причём не только на своей сцене, но и в клубах, домах культуры области. Однако доходы от таких концертов, если они вообще получены, невелики.

Основную же прибыль приносит аренда зала гастролёрами. Организацией концертов, антрепризой спектаклей в зале нашей филармонии сегодня занимаются преимущественно агентства Москвы, Санкт-Петербурга, Хабаровска, Владивостока. Их главная цель – прибыль. Агентств таких много, число предложений велико. Но и срываются объявленные концерты очень часто. Только в последнее время не приехали Бабкина, Жасмин, Кормухина. Не увидят и не услышат биробиджанцы Малинина. Называю тех, на кого билеты раскупались достаточно активно. Часть концертов сорвалась из-за того, что желающих посетить их было слишком мало. Филармония от этого убытков не несёт, разве что теряет прибыль, на которую рассчитывала.

КИНО
«Балерину видали? Она вертится – аж в глазах рябит. Тьфу! Привяжи к ноге динаму – пусть она ток даёт в недоразвитые районы!»
Герой. «Люди и манекены», 1974 (реж/пост. Аркадий Райкин, Виктор Храмов)

– В среднем аренда зала под концерты или привезённые спектакли приносит нам порядка 40 тысяч рублей, – проинформировала директор филармонии Ирина ХОЗЯЙСКАЯ. – А если все билеты проданы, то и больше. Но таких мероприятий за последний год было всего два: концерты Валерия Леонтьева и шоу-балета «Тодес» под руководством Аллы Духовой.

Тем не менее, выступления так называемых шоу-звёзд в Биробиджане себя окупают. При этом билеты на них – самые дорогие. В филармонии даже называли приемлемую для нашего массового зрителя цену: 1700 рублей. Однако за концерт певицы Славы, ставшей известной благодаря песне «Одиночество-скука», нужно заплатить от 2300 до 3000 рублей. И практически все билеты проданы.

На концерты и представления некоммерческого характера цены значительно ниже. Часть из них, как, например, гастроли якутских и ярославских артистов, спонсируются свыше. Некоторые приезды творческих коллективов и артистов состоялись по инициативе и на средства филармонии. Например, ансамбля гусляров «Живая вода».

– Берём, конечно, тех, кто не требует высоких гонораров, – говорит Ирина Хозяйская. – А концерты классической музыки приносят только убытки.

ЕКАТЕРИНА МАСЛОВА – внештатный распространитель билетов на творческие мероприятия в филармонии и Дворце культуры. Занимается она этим уже десять лет. Дело хлопотное – ходить по предприятиям, организациям, учреждениям, а приработок к пенсии невелик. Но главное для неё – это возможность бесплатно посещать любые представления. Наибольшее удовольствие доставляют ей концерты классической и народной музыки. При этом специального образования она не имеет, да и пристрастилась к серьёзной музыке довольно поздно.

– Подруга однажды повела меня на фортепианный концерт, – вспоминает Екатерина Ивановна. – Я ей говорю: «Я же ничего не понимаю в такой музыке». А она мне: «Ты слушай, и всё поймёшь». И действительно, я получила огромное удовольствие!

Советом подруги она теперь делится с теми, кому предлагает билеты на серьёзные концерты. Вот только продать дорогие билеты на звёзд-однодневок ей гораздо легче.

То, что ценителей серьёзной музыки значительно меньше, чем любителей попсы, – аксиома. Впрочем, не только в нашем городе – везде. Но для того, чтобы собрать желающих на концерт, нужно хотя бы оповестить их о нём. У нас же рекламы серьёзных концертов попросту нет. Чтобы узнать о приезде очередного музыканта-инструменталиста, нужно зайти в кассы ДК или филармонии. Зато цветными афишами с портретами эстрадных идолов заклеивают не только специальные тумбы, но и все заборы в городе.

Нужна и специальная работа со зрителями, целью которой является приобщение биробиджанцев к серьёзному искусству. Екатерина Ивановна рассказала, что иногда ей удаётся уговорить руководителей предприятий и организаций взять билеты на такие концерты для поощрения своих работников. Но удаётся это нечасто, и силами только внештатных распространителей такую работу не наладить.

Между прочим, в зале филармонии билеты в пятый и шестой ряды партера не продаются. На наш запрос, кому предназначены эти места, начальник областного управления культуры Светлана ТРОМСА сообщила, что бесплатные пригласительные билеты на них выдаются почётным гостям. «Это, – уточнила Светлана Станиславовна, – партнёры филармонии, предприниматели, оказывающие спонсорскую помощь при проведении областных мероприятий, работники областных учреждений, руководители творческих коллективов, почётные гости». В принципе, против этого списка трудно возразить. Разве что вызывает вопрос категория «работники областных учреждений». Кто это и почему они не могут купить билет, как обычные зрители, непонятно. Ну да бог с ними! Интересно другое: «почётные гости» охотно посещают попсовые концерты. На серьёзных места в центре партера зияют пустотой.

И уж коли на мероприятия, где зрителей всё равно мало, в авральном порядке приглашают более-менее организованные массы зрителей, – не стоит ли ввести в правило распределять среди них пригласительные билеты заранее? Например, среди студентов и школьников – в качестве поощрения за прилежную учёбу и общественную активность.

ПРИОБЩЕНИЕ молодого поколения к подлинному искусству вообще, мне кажется, должно стать одной из главных целей для филармонии. И начинать лучше со школьников, с организации детских музыкальных абонементов. Такие попытки делались, но распространение абонементов среди детей – дело непростое, и без помощи педагогов не обойтись.

Стоит подумать и о культуре организации таких концертов. Лично я пристрастился к классической музыке в годы студенчества. Томск, где я учился, – город интеллигентный, знатоков музыки там хватает, чтобы заполнять зал. Однако в начале каждого концерта выступал музыковед, который рассказывал о произведениях, включённых в программу. Это облегчает вхождение в мир музы Евтерпы тем, кто только начинает этот путь. Понятно, что держать такого сотрудника в штате нашей филармонии не по средствам, но в городе есть люди, способные подготовить такие просветительские беседы. Думаю, что огромной платы за это они не потребуют.
Пока же зрители порой испытывают неудобство от нашей глухой провинциальности. Да и музыканты тоже. На концерте Олега Полянского сотрудник филармонии дал короткую справку о музыканте, взятую из Интернета, и удалился со сцены. Обязанность объявлять исполняемые произведения возложили на артиста. По его словам, с таким отношением он столкнулся впервые.

БЛИЖАЙШАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ соприкоснуться с высоким искусством у биробиджанцев будет в июне. На начало этого месяца планируется приезд Дальневосточного академического симфонического оркестра. Обращаю на это внимание любителей музыки: афиши могут и не появиться.

Михаил Клименков

Joomla SEF URLs by Artio
 
1