Юристы ЕАО не в восторге от инициативы Рособрнадзора упразднить заочное юридическое образование

В июне сего года руководитель Рособрнадзора Сергей КРАВЦОВ предложил отменить заочное обучение по ряду гуманитарных направлений. В частности, уже с 1 сентября 2016 года нововведение должно было коснуться будущих экономистов, юристов, менеджеров, государственных и муниципальных служащих. Однако до начала нового учебного года остаются считанные недели, а, как сообщает газета «Ди Вох», вузы как набирали заочников, так и набирают.

БИРОБИДЖАН, 16 августа, «Город на Бире» – СРАЗУ ПОСЛЕ опубликования у этой идеи появились и сторонники, и противники. Соратники Кравцова напирали на то, что юристов и экономистов сейчас слишком много. Половина из пяти миллионов российских студентов – гуманитарии-заочники. И будь они хоть семи пядей во лбу, обеспечить всю эту гвардию работой по специальности нереально. Только у большинства выпускников и двух пядей не наберётся, и в этом беда. Опытные правоведы давно говорят, что найти себе более-менее толкового помощника, пусть без опыта, но хорошо подкованного теоретически, крайне сложно.

Высказывались совершено справедливые претензии и к самим вузам. Дескать, стремясь заработать побольше денег, они принимают на престижные специальности не понять кого и учат абы как. А ведь в советское время на тот же юрфак конкурс был до десяти человек на место!

В пику вышесказанному прозвучали не менее веские аргументы. Если отменить заочное и дистанционное обучение, тысячи толковых молодых людей из малообеспеченных семей не смогут получить высшее образование и будут вынуждены всю жизнь прозябать на нелюбимой и низкооплачиваемой работе. Что проблема не в заочной форме обучения как таковой (интернет даёт безграничные возможности для учёбы и профессионального роста, было бы желание), а в самом качестве высшего образования. Можно привести тысячи примеров, когда студенты-заочники учились очень хорошо, одновременно работая по специальности, и позже построили себе прекрасную и, главное, заслуженную карьеру. И не меньше случаев, когда очники с дипломом проявили себя совершенно бестолковыми работниками.


Рис. Игоря КИЙКО.

ЛИЧНО Я и сам не знаю, к какому лагерю примкнуть. В своё время я ведь тоже получил высшее образование на заочном юридическом факультете биробиджанского филиала АмГУ, но глубокими познаниями в уголовном праве, увы, похвастаться не могу. Да мне, признаться, не очень-то они и нужны были. Университет я окончил в 37 лет, и было очевидно, что никаким юристом я уже не стану. В АмГУ я пришёл исключительно за вузовскими корочками. И большинство заочников были мотивированы тем же самым. Почти все мои одногруппники уже работали в силовых структурах на серьёзных должностях: в полиции, суде, службе судебных приставов, в УФСИН, наркоконтроле... Имея и опыт, и стаж, на юрфак они пошли только потому, что занимаемый ими пост требовал высшего юридического образования. Когда преподаватель на экзамене заявлял: «Кому тройку, можете подходить с зачёткой», – все шли к нему весёлой гурьбой. В аудитории оставались те, кто хотел украсить свой диплом более приличной оценкой. Их, пришедших в универ за знаниями, было совсем не много.

В целом я доволен, что получил диплом о высшем образовании без глобальных энергозатрат. В то же время меня, помнится, тогда очень смутило, что некоторые мои сокурсники работают в правоохранительных органах с, прямо скажем, сомнительным багажом знаний. Не дай бог, чтобы кто-нибудь из них вершил мою судьбу.

Однако и положительных примеров заочного образования я знаю очень-очень много. Далеко не ходить – нынешний наш коллега Александр Драбкин в органах прошёл путь от рядового следователя до руководителя отдела криминалистики СУ СК России по ЕАО. Сегодня он на заслуженном отдыхе, но «из любви к искусству» преподаёт криминалистику студентам Приамурского университета. Толковых, перспективных ребят, говорит, и на заочке юрфака не так уж мало. И им же во благо даже «трояк» у Сан Леонидыча надо честно заслужить.

Бывших студентов-заочников юрфака, профессионализм которых не вызывает никакого сомнения, полно и в полиции, и в судейском корпусе, и в прокуратуре, и среди адвокатов, приставов, сотрудников службы исполнения наказания.

Некоторых из них я озадачил вводной: «Нужно ли упразднить заочное образование на юридических факультетах вузов?»

– Ну, если не отменить совсем, то очень сильно сократить набор! – высказала своё мнение старейший нотариус области Анна ГУРШПАН. – Сегодня в связи с коммерциализацией образования институтам не важно качество знаний, которое они дают студентам. Им главное – принять как можно больше людей, чтобы заработать побольше денег. Вы знаете, мне совсем недавно был нужен специалист с высшим юридическим образованием на должность консультанта. Так я не могла найти! Хотя у нас в городе, грубо говоря, кинь камень – попадешь в юриста. А юристом ты можешь быть, только если получил крепкое базовое образование, то есть знаешь теорию права. В одном городе они не жили с этой наукой! У юриста должны быть и профессиональные задатки, и интерес к своему делу. А у восьмидесяти процентов нынешних выпускников нет и этого.

– На юридическом факультете в ХГАЭиП я заочно получил второе высшее образование и, считаю, неплохое, – рассказывает руководитель УФАС по ЕАО Андрей ЛУНЁВ. – А вот если бы такой возможности не было, на очную форму обучения я бы не пошел. Семья, работа, домашние дела... Точно бы не потянул. И неизвестно, как сложилась бы тогда моя жизнь, сумел бы я занять нынешнюю должность.

– Я по первой своей профессии военный вертолётчик. Но когда в стране настали тяжёлые годы, и в армии тоже всё стало рушиться, я понял, что надо срочно приобрести какую-то специальность, чтобы суметь прокормить себя на «гражданке», – посвятил меня в историю своей жизни известный адвокат Виктор СТЕБЛОВСКИЙ. – Первая моя жена была юристом, и я тоже решил поступить на заочное отделение юрфака. Хотя тогда УК от УПК не отличал. Поступил. В то время из правоохранительных органов народ массово увольнялся, нехватка кадров была страшная, и на четвёртом курсе меня пригласили работать в военную прокуратуру. И я, и мои сокурсники учились очень старательно, потому как понимали, насколько это важно. Никому в голову не приходило защищать чужую курсовую или платить за экзамен. А сейчас... Меня не так давно приглашали в один вуз почитать курс лекций. Из всей группы в аудиторию пришли пять или шесть человек. Остальным это оказалось не нужно, неинтересно. Так что проблема, я думаю, не в самом заочном образовании, а в том, насколько человек мотивирован получить знания.

Леонид РЕЙДЕЛЬ до недавнего времени возглавлял биробиджанский филиал ХГАЭиП. Но все филиалы вузов в нашем городе закрыли, закрыли и ХГАЭиП, и Леонид Борисович остался не у дел.
– Я не считаю, что мы давали какое-то некачественное образование. У нас был отличный преподавательский состав: профессора и кандидаты наук. Незадолго до закрытия наша академия получила статус университета, что говорит о многом. Ни разу со стороны контролирующих органов не прозвучали претензии к качеству нашего заочного образования. Более того, зайдите в прокуратуру, полицию, УФСИН, в любой из судов – и обязательно встретите кого-то из наших выпускников-заочников.

В СТОЛИЦЕ поспешность принятого решения тоже осознали. Упразднение «заочки» на юрфаке, на экономическом факультете и прочих – мера слишком уж радикальная. 1 августа в федеральных СМИ прошла информация, что в этом году студентов-заочников будут набирать в прежнем режиме. Но проблема как таковая никуда не ушла. Рособрназдор серьёзно настроен к ней вернуться. Так что решение отложено, но не отменено.

Евгений СТЕПАНОВ

Joomla SEF URLs by Artio
 
1