Журналисты и егеря ЕАО подкормили животных в заказнике «Ульдуры»

Указом президента 2017-й в России объявлен Годом экологии. В свете этого Амурский филиал Всемирного фонда дикой природы (WWF) совместно с приморским экологическим пресс-клубом «Последняя среда» и забайкальским клубом «Берлога» организовал в Биробиджане семинар природоохранной журналистики, на котором присутствовал и журналист «Ди Вох»

БИРОБИДЖАН, 9 декабря, «Город на Бире» – Чтобы закрепить теоретические знания на практике, участники семинара выехали в заказник «Ульдуры» на подкормку копытных животных и обработку гнездовых деревьев дальневосточного аиста.

От Биробиджана до заказника всего 45 километров, а разница – на целую жизнь! Уже на въезде в заказник начинается самая настоящая, никем не тронутая природа. Возле домика лесника – озеро, затянутое льдом, и высоченный камыш.

До подкормочной площадки идём пешком, здесь совсем недалеко. Впереди всех – местный командир, а по штатному расписанию – государственный инспектор Дирекции по охране объектов животного мира и особо охраняемым природным территориям ЕАО Владимир ГЕГЕЛЬСКИЙ. Он здесь один хозяйничает, без помощников, лично отвечает за благополучие каждого лесного жителя.

Две недели назад Владимир Андреевич начал подкармливать лесную живность. Пока больше для тренировки, чтобы зверьё знало, где можно найти пищу, если выпадет глубокий снег. Оставляет для кабанов мелкую картошку, иногда овес, сою, зерноотходы, кукурузу. На старых пнях сделаны солончаки.

Руководитель Дирекции Юрий ПАНИН говорит, что подкормочные площадки уже несколько лет помогают уберечь молодое поголовье кабана от голодной смерти.

– Последние два-три года у нас в лесу бескормица, глубокий снежный покров и ледяной наст. Основные нажировочные корма отсутствуют, жёлудя почти нет, кедровый орех отсюда далеко, – считает Юрий Александрович. – Не надо переживать, что звери разучатся искать себе пропитание. Если в лесу еды хватает, они просто не приходят на нашу площадку. Эта мера себя уже полностью оправдала. Популяция в заказнике находится в стабильном состоянии.

Второе профилактическое мероприятие – противопожарная обработка аистиных гнёзд.

Если кабаны не прочь питаться в полукилометре от человеческого жилья, то аисты предпочитают жить подальше, на болоте. Летом мы смогли бы проехать здесь только на вездеходе с большими гусеницами, а зимой с минимальным комфортом передвигаемся на обычных гражданских джипах. Кругом снежная целина, на которой можно рассмотреть следы местных обитателей. Наш провожатый велит водителю передвигаться «по краю поля», а сам в это время высматривает среди деревьев аистиное гнездо. Внезапно машины останавливаются, дальше хода нет. Кругом сплошные кочки, присыпанные снегом, да замерзшая трава высотой в человеческий рост. До гнезда ещё километра полтора. Идти приходится прямо по кочкам или маневрировать между ними, но профессиональное любопытство и желание поглазеть на настоящее гнездо настоящего дальневосточного аиста не даёт свернуть с пути.

Вот оно – на старой лиственнице! С земли гнездо кажется совсем небольшим. Дальневосточные аисты сейчас в Китае на зимовке, а когда вернутся, их дом должен быть в полном порядке. Всего в ЕАО проживают 220-250 дальневосточных аистов, и люди ухаживают за почти сотней их гнёзд. В каждом из этих птичьих домов по весне вылупляются два-три птенца, и крайне важно уберечь деревья, которые аисты выбрали для гнездования, от лесных пожаров.

В WWF есть даже специальная программа, которая называется «Хранители аистиных гнёзд». Основная задача хранителей – убрать от дерева всю траву и обработать его огнебиозащитной жидкостью. В ЕАО кроме сотрудников Дирекции по ООПТ этим занимаются члены общественной организации «Багульник».

– Специалисты проводят ежегодную противопожарную обработку, постоянно обкашивают траву вокруг дерева, на котором расположено гнездо. Потому что растительность вокруг жилища дальневосточного аиста обычно бурная. Испражнения у него питательные, так что трава растёт хорошо. Летом здесь стоит очень высокая полынь. Во время лесного пожара это всё мгновенно вспыхивает, и дерево может пострадать, – объяснила координатор проекта по особо охраняемым природным территориям Амурского филиала WWF Анна БАРМА.

Экологические пресс-клубы в Приамурье действительно работают и помогают решать многие важные вопросы. В Биробиджане когда-то тоже был такой – «Аралия», но со временем его работа сошла на нет. Именно поэтому организаторы семинара природоохранной журналистики хотели познакомиться с людьми из ЕАО, которым небезразличны проблемы экологии, и найти общие темы для работы.

Вера КРАВЕЦ

Joomla SEF URLs by Artio
 
1