Виктор Демидович – кавалер Ордена Мужества, артиллерист и потомственный военный

_1_1.jpg

БИРОБИДЖАН, 31 июля, «Город на Бире» - С использованием гранта Губернатора Еврейской автономной областиПотомственный военный Виктор Демидович побывал на Киевском, Харьковском и Херсонском направлениях спецоперации. Отработав больше полугода командиром установки «Град», он вернулся домой после тяжелого ранения. Редакция поговорила с военным о его родном деде, который восемьдесят лет назад так же служил в артиллерии, о боевых ситуациях, и о том, как военное время меняет человека.

Артиллерийский наводчик

В годы Великой Отечественной войны Филипп Петрович Суховой служил наводчиком в составе 31-й стрелковой дивизии. Уроженца Амурской области, его призвали в Красную армию в 1942 году в возрасте 17 (!) лет.

_Филипп_Петрович_2.jpg

Документов, наградных листов или других сведений о боевом пути Федора Петровича не сохранилось, но известно, что он прошел бои в Белоруссии, Латвии и Литве, а Победу встретил в Кенигсберге. За четыре года Федор Суховой не получил ни одного ранения, а после завершения Великой Отечественной прослужил еще 5 лет инструктором в учебной части. Уволился фронтовик в звании младшего сержанта, ему удалось поработать наводчиком на самоходке, а артиллерийском орудии и даже на зенитной установке.

После войны и последующего контракта Филипп Петрович вернулся на Дальний Восток, где работал шофером, ушел из жизни он в 1984 году.

Командир «Града»

Как и родной дед, Виктор Демидович пошел в артиллерию. До начала спецоперации он семь лет служил в Бабстово, ВЧ/61424, в последние годы - заместитель командира взвода, управляя БМ-21, «Град». Командировка, затянувшаяся больше чем на полгода, для Виктора начиналась как учения «Союзная решимость» в феврале 2022-го. Его батарея отработала учения без ошибок, но скоро стало ясно, что это не просто тренировка: за два дня до начала командование собрало артиллеристов и объяснило ситуацию. В 20-х числах февраля Виктор уже направлялся к Киеву.

- Киевское направление оказалось самым страшным, но и самым интересным: столицу защищали ожесточенно, перебрасывали к Киеву все силы, плотно минировали подступы, дороги и мосты…  - вспоминает Виктор. – К тому времени я был заместителем командира взвода, командир боевой машины. Обычно на задание мы выходили вдвоем с наводчиком, поэтому за рулём тоже был я. Во многом мы сократили состав экипажа, чтобы люди отдыхали: у нас в реактивной системе 40 снарядов по 80 килограмм. Зарядить такую машину – не просто. Кроме того, брать весь расчет на боевую задачу – опасно, зачем лишнее скопление людей на огневой точке?   

От первых «прилётов» чувствуешь животных страх, играет адреналин, а затем, спустя неделю привыкаешь.

- Со временем перестаешь считать, сколько раз рядом прилетало. Какой смысл? Человек – такое создание, что ко всему может привыкнуть, - говорит Виктор. – Но несколько пограничных ситуаций запомнились. Летом 2022-го, на Херсонском направлении я выехал на боевую задачу. Машина, как обычно, работала идеально, мы отстрелялись и начали отъезжать с точки. Тут автомобиль (впервые за всё время) резко глохнет, я поворачиваю ключ зажигания, и через несколько секунд машина заводится. Через несколько мгновений впереди падает снаряд гаубицы. Заведись машина на три секунды раньше, я оказался бы на месте воронки.

Под огнем

В сентябре, так же на Херсонском направлении, батарею Виктора накрыли арт-огнем.

- На боевую задачу мы направились вдвоем с сержантом, позывной «Звончик», и отстреляв свой «пакет», начали потихоньку уезжать. На обратном пути по нам начала работать артиллерия: сперва 155-мм снаряд натовской гаубицы упал в километре, потом всё ближе и ближе – 800 метров, 500, 300. Видимо, работало два орудия – ракеты летели справа, слева, справа, слева, как в «классиках», - вспоминает Виктор. – В конце концов, прилетело совсем рядышком. У машины вырывает дверь, осколки попадают мне в голову. Спасла только каска.

IMG_20250612_102923_429_2.jpg

Виктора парализует, он скатывается на педаль газа, и на пятой скорости врезается в вековой дуб.

- Сержант – теперь я к нему отношусь как брату - был в сознании, он перевязал меня, вытащил из машины, вызвал подмогу. Приехали товарищи, эвакуировали, и дальше я отправился в госпиталь. На следующее утро проснулся по-прежнему парализованным, мог только чуть-чуть приподнять шею и правую руку, - вспоминает Виктор.

После серии операций началась тяжелая реабилитация, только через месяц он смог встать на ходунки, через два пошел самостоятельно.

- Боевые действия сильно меняют человека. Пройдя опыт реальных потерь и травм, становишься спокойным, меньше внимания обращаешь на несущественные проблемы, - говорит он. - Больше ценишь жизнь и людей вокруг тебя. А еще переоцениваешь знакомых и друзей, оставляя рядом только тех, кто остался с тобой в тяжелую минуту.

Сейчас Виктор работает в областном военкомате и восстанавливает здоровье в одном из спортивных клубов города с тренером Алексеем Марголиным. После увольнения Минобороны присвоило ему звание младшего лейтенанта, а за боевые заслуги - Орден Мужества и медаль «За боевое отличие».

pgrants_logo_gp_horizontal.png

Материал подготовлен в сотрудничестве с филиалом фонда «Защитники Отечества» по ЕАО

Фото: Виктор Демидович

Joomla SEF URLs by Artio
 
1