Актёры театра-студии «Добрые люди» переняли опыт основателя Школы профессионального актёрского мастерства Александра Дзюбы

Дзюбинг для «добрушек»

БИРОБИДЖАН, 28 февраля, «Город на Бире» — В молодёжном театре-студии «Добрые люди» пять дней занятия проводил основатель Школы профессионального актёрского мастерства Александр ДЗЮБА. Его приезд в Биробиджан стал возможен благодаря президентскому гранту, который выиграл наш коллектив. Я побывал на одном из занятий и побеседовал с создателем метода, который сам он назвал дзюбингом.

Я пришёл на занятие со старшей группой театра-студии не в самом его начале и не сразу понял, что происходит. Знакомые по спектаклям артисты-«добрушки», казалось, отрешённо ходили по сцене, то приседая, то поднимаясь на цыпочки, то подпрыгивая, то совершая кувырок. Действо это длилось довольно долго, минут семь. Когда они остановились, проводивший тренинг Александр Дзюба похвалил ребят.

Потом пошли другие упражнения, столь же непривычные для моего восприятия.

– Дзюбинг – это телесно ориентированный метод групповых занятий, позволяющий развивать внимание и воображение для раскрытия творческого потенциала человека, – пояснил мне Александр Евгеньевич, когда мы остались одни.

Школу профессионального актёрского мастерства он зарегистрировал официально в 2012 году. Но к своей сегодняшней методике, теперь признанной и используемой многими профессионалами, Дзюба шёл, можно сказать, всю свою творческую жизнь. Окончив более двадцати лет назад Киевский театральный институт, он был сразу же выбран великим режиссёром Романом Виктюком на главную роль в спектакле «Бульвар Сансет» в паре со знаменитой Адой Роговцевой. Виктюк пригласил молодого артиста в свой театр в Москве, в котором Дзюба работал до середины прошлого года.

– Всё это время постоянно преподавал актёрское мастерство и наконец понял, что педагогическая деятельность для меня стала главной, и совмещать её с актёрством я уже не могу, – признался он.

Идя от известных методик Станиславского, Мейерхольда, Михаила Чехова, через увлечение практиками Ежи Гротовского, Ли Страссберга, Дзюба постепенно на их основе разработал свой метод телесно ориентированных групповых занятий, позволяющих высвободить созидательную энергию. Причём этот метод применим не только в актёрской практике. Он полезен в любой деятельности, помогает раскрыть творческий потенциал человека, самореализоваться, найти своё предназначение.

– Меня иногда называют мастером – так в актёрской среде принято обращаться к тем, кто руководит процессом. Но я больше позиционирую себя как настройщика. Система включает в себя пять элементов настройки организма актёра. Как говорил Станиславский о своей системе, она помогает хорошо играть, когда нет вдохновения. Моя методика тоже. В конечном итоге я добиваюсь, чтобы человек понял: нельзя никогда останавливаться. Нет безвыходных ситуаций.

Подобный подход как нельзя лучше соответствует целям, которые ставит перед собой и своими студийцами руководитель «Добрых людей» Ирина ШАЙТАНОВА.

– Создавая студию, я сразу планировала приглашать известных специалистов для проведения тренингов. И это было одним из пунктов нашей заявки на грант, – рассказала Ирина Анатольевна. – Всё это время я изучала в интернете различные методики творческих тренингов. Методика Александра Дзюбы меня заинтересовала. Отзывы коллег из других городов, где он проводил мастер-классы, были от просто положительных до восторженных. Я связалась с Александром Евгеньевичем и пригласила к нам. Он принял предложение и вот теперь приехал на пять дней в Биробиджан.

Свои занятия настройщик Дзюба проводит отдельно со средней и старшей группами театра-студии. Достаточно отработанная за последние годы методика не предполагает, что занятия проводятся по заранее заготовленному шаблону. Их ход зависит от тех, кто пришёл на занятия. Группа может состоять из людей, которые никогда не были на сцене и только недавно узнали о дзюбинге. Бывают смешанные группы. Периодически собираются группы профессионалов, уже не раз проходивших обучение.

Биробиджанские студийцы – молодые люди, живущие в пока нетеатральном городе, но серьёзно заболевшие этим искусством. Большинство из них, скорее всего, не планируют стать профессиональными актёрами, но занятия в студии, в том числе и этот мастер-класс, помогут им в дальнейшей жизни.

Михаил КЛИМЕНКОВ