Читаем Тору: Справедливость

Шестого дня месяца сивана в 2448 году от сотворения мира (1512 год до н. э.) евреи получили Тору

БИРОБИДЖАН, 25 августа, «Город на Бире» – Моше заповедует народу Израиля назначить судей и надсмотрщиков во всех городах, «чтобы судили они народ судом праведным». «Не криви судом, не лицеприятствуй и не бери мзды, ибо мзда ослепляет глаза мудрых и извращает слова праведников. К правде, к правде стремись, дабы был ты жив и овладел страной, которую Б-г, Всесильный твой, даёт тебе». Чтобы признать человека виновным, нужны два или три свидетеля, показания одного человека не считаются достаточным доказательством.

КНИГА V. Дварим (Второзаконие)

ГЛАВА Пятая. «Шофтим» («Судьи»)

В Сангедрин – Верховный суд, размещавшийся на территории храма, входил 71 человек. Кроме того, в каждом большом городе существовали один или несколько местных судов, в котором было до 23 членов. Во всех без исключения случаях любой суд должен был стремиться к справедливости. Верховный суд разбирал те случаи, которые передавали на его рассмотрение местные суды. Его членами могли быть только люди, обладающие большими знаниями в Торе. «По учению, которое они укажут тебе, и по закону, который они скажут тебе, поступай, не уклоняйся от слова, которое они скажут тебе, ни вправо, ни влево».

Далее Моше рассказывает народу Израиля о том, как выбрать царя, утвердить его на престоле, и какие права и обязанности будут у монарха. Личные качества этого человека должны вселять уверенность, что он будет поступать в соответствии с законом Торы. Сердце его не должно преисполниться гордыни, для этого царю запрещается иметь хоть одного коня, который будет использоваться не в практических целях, а для украшения. По этой же причине запрещено многоженство и стремление к богатству. «Чтобы приучился он бояться Б-га, Всесильного своего, и соблюдать все слова учения этого и установления эти, чтобы исполнять их».

Особые правила жизни в еврейском государстве касаются также коэнов и левитов, которые не должны владеть земельными наделами. Зато они имеют право на специальные дары от народа Израиля – долю хлеба, мяса, вина, оливкового масла, овечьей шерсти.

Глава «Шофтим» содержит запреты на идолопоклонство и колдовство: «Да не найдётся у тебя никого, кто проводил бы сына своего и дочь свою через огонь, кудесника, волхва, и гадателя, и колдуна, и заклинателя, и вызывающего духов, и знахаря, и вопрощающего мёртвых. Ибо мерзость у Б-га всякий делающий это, и за мерзости эти Б-г, Всесильный твой, изгоняет их перед тобой». Здесь же Моше говорит, что со временем у еврейского народа появится пророк, подобный ему, которого люди должны будут слушаться. «А человек, который не послушает слов моих, которые он говорить будет от имени моего, я взыщу с него. Но пророк, который злонамеренно будет говорить от имени моего то, чего я не велел ему говорить, и который будет говорить от имени богов иных, умереть должен пророк такой».

Человек, убивший непреднамеренно, по закону Торы имеет право на жизнь в одном из трех городов-убежищ, которые будут построены в стране Кнаан. За преднамеренное убийство полагается смертная казнь, и никакой выкуп не сможет избавить его от наказания. В каждом конкретном случае решение принимает суд, обязательно учитываются показания как минимум двух свидетелей. Если свидетель солжёт, он должен понести такое же наказание, которое готовил для своего ближнего. «И не будь жалостлив: жизнь за жизнь, глаз за глаз, зуб за зуб, рука за руку, нога за ногу». Также даются многие законы ведения войны: освобождение от службы тому, кто только что женился, построил дом, насадил виноградник или боится и «робок сердцем»; необходимость предложения мирных условий перед нападением на город; запрет бессмысленного уничтожения ценностей, примером чему служит запрет срубать фруктовые деревья во время осады. «Только дерево, о котором ты знаешь, что плоды его несъедобны, его можешь срубить, чтобы строить осадные башни против города, который ведет с тобой войну, пока не покоришь его».

В последней части главы «Шофтим» Моше дает еврейскому народу закон, как поступать, когда убийца неизвестен, а тело человека было найдено за пределами населённого пункта. Эта заповедь называется Эгла-Аруфа, закон Торы обязывает старейшин того города, который после тщательных измерений окажется ближайшим к месту обнаружения тела, произвести определенную процедуру, которая похожа на принесение грехоочистительной жертвы.

Время зажигания субботних свечей

Пятница, 25. Августа, 2017 (3. Элул, 5777). Зажигание свечей в 19:47.

Суббота, 26. Августа, 2017 (4. Элул, 5777). Исход Шаббата в 20:53.

Во время зажигания субботних свечей произносится молитва:
Барух Ата, Адо-най Э-ло-эйну Мэлэх Аолам, Ашер Кидешану Бэмицвотав Вэцивану Лэадлик Нэр Шель Шаббат Кодеш.

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать свечу Священной Субботы.

Рубрику ведёт Вера КРАВЕЦ

Другие материалы в этой категории:
Читаем Тору: Выбор Читаем Тору: Законы