Читаем Тору: Выбор

Шестого дня месяца сивана в 2448 году от сотворения мира (1512 год до н. э.) евреи получили Тору

БИРОБИДЖАН, 18 августа, «Город на Бире» – В первых трёх разделах книги «Дварим» Моше рассказывает евреям об основных событиях после исхода из Египта, а также призывает их почитать Всевышнего, остерегаться идолопоклонничества, и напоминает главные положения иудаизма – Десять заповедей и молитву «Шма Исраэль». Следующие три раздела составляют ядро пятой книги Торы – в них изложены 170 заповедей, из них в главе «Ръе» упоминаются 55.

КНИГА V. Дварим (Второзаконие)

ГЛАВА Четвертая. «Ръе» («Смотри»)

В самом начале главы Моше напоминает народу Израиля, что выбор между соблюдением и несоблюдением Торы – это выбор между благословением и проклятием. «Благословение – если послушаете заповедей Б-га, Всесильного вашего, которые я заповедую вам сегодня; а проклятие – если не послушаете заповедей Б-га, Всесильного вашего, и сойдете с пути, который я указываю вам сегодня, и пойдете за богами чужими, которых вы не знали». В стране Кнаан евреи должны будут строго исполнять все установления и законы, которые им дает Моше.

«К месту, которое изберёт Б-г, Всесильный ваш, из всех колен ваших, чтобы водворить там имя своё, к этому обиталищу его обращайтесь и туда приходите». В этом же месте должен быть построен храм. Жертвоприношения разрешается совершать только «на месте, которое изберёт тебе Б-г в одном из колен твоих». Моше напоминает, что евреям запрещено употреблять в пищу кровь животных и птиц: «Ибо кровь это душа: не ешь же души вместе с мясом. Не ешь её, на землю выливай её, как воду». Также говорится, что общество должно содержать левитов даже после того, как они перестанут служить в храме.

Лжепророки, а также те, кто совращает других на идолопоклонство, должны быть преданы смерти, даже если это родители или близкие родственники. Город, в котором жители стали служить иным богам, следует сжечь, перебить его жителей и всё их имущество тоже предать огню. «И да будет он навеки грудой развалин, не будет он отстроен заново».

В главе «Ръе» снова перечисляются виды кошерных животных и даётся правило, как их отличить от некошерных: «И всякое животное с раздвоенными и расщеплёнными надвое копытами, отрыгивающее жвачку, – такое животное можете есть». Если хоть одно из двух правил не соблюдается, то такое мясо в пищу еврейскому народу не разрешено. Свинья прописана отдельно и называется «нечистым животным». У кошерной рыбы должны быть плавники и чешуя, хищных птиц запрещено употреблять в пищу. «Не ешьте никакой мертвечины, пришельцу, что во вратах твоих, отдай её, и пусть он ест её, или продай чужеземцу: ибо народ святой ты у Б-га, Всесильного твоего».

Десятую часть урожая земледелец должен приносить в Иерусалим и съедать там или же продавать, чтобы приобрести на вырученные деньги другую еду. В определённые годы эта же десятина должна отделяться для бедных. Первенцы крупного и мелкого рогатого скота должны приноситься в храм, чтобы их мясо ели коэны.

Моше напоминает евреям заповедь благотворительности, то есть обязанности каждого жителя земли Израиля помочь нуждающемуся подаянием. «Не должно быть у тебя нищего, ибо благословит тебя Б-г». Раз в семь лет (так называемый Субботний год) все долги должны быть прощены, а рабы-евреи отпущены на свободу после шести лет службы. Кроме того, хозяин должен обеспечить своих работников всем необходимым, чтобы они могли начать новую жизнь.

Также в главе рассказывается о трёх праздниках восхождения (паломничества) – это Песах, Шавуот и Суккот, когда каждый еврей должен предстать перед Б-гом в Святом Храме. Каждый из этих дней связан с определенным историческим событием периода исхода еврейского народа из Египта, но в то же время эти дни помогают разграничить три периода сельскохозяйственного года.

Время зажигания субботних свечей

Пятница, 18. Августа, 2017 (26. Ав, 5777). Зажигание свечей в 20:00.

Суббота, 19. Августа, 2017 (27. Ав, 5777). Исход Шаббата в 21:08.

Во время зажигания субботних свечей произносится молитва:
Барух Ата, Адо-най Э-ло-эйну Мэлэх Аолам, Ашер Кидешану Бэмицвотав Вэцивану Лэадлик Нэр Шель Шаббат Кодеш.

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать свечу Священной Субботы.

Рубрику ведёт Вера КРАВЕЦ