«Когелет»: театр теней - без имени, финансирования, но с еврейским задором (полная версия)

Заявленная премьера «Поминальной молитвы» в феврале не состоялась. Если кто-то имел целью развалить «Когелет», он её практически добился

БИРОБИДЖАН, 5 марта, «Город на Бире» 

Закулисная версия

СЛОЖНЫЙ ЭТАП в жизни еврейского театра начался в день, когда он потерял своего режиссёра и идейного вдохновителя Владимира ЗЕМЛЯНСКОГО. Актёры признают, что тот избаловал коллектив профессионализмом и деликатностью. Они с тоской вспоминают атмосферу, в которой проходили репетиции, распределялись роли...

– Владимир Александрович никогда не говорил о своих решениях категорично, всегда мягко подводил к правильной мысли, – отмечает Светлана БОРОВАЯ.

Никто не утверждает, что было гладко, без скандалов. Наоборот, все с улыбкой рассказывают, как в спорах рождались новые идеи. Землянский умел и похвалить, и поругать, и, главное, извиниться, если был резок. Именно этого сейчас не хватает коллективу – соучастия. Особенно в свете того, что материальной выгоды самодеятельные актёры не имеют. Зарабатывают на спектаклях народных театров только те, кто «сидит на ставке», то есть получает зарплату из бюджета. Обычно это режиссеры, зав. постановочной частью, музыкальные руководители, хореографы, вокалисты... В безоблачный период ставок у «Когелета» было пять.


В. А. Землянский руководил еврейским музыкально-драматическим театром Биробиджана, который в 2003 году стал называться «Когелет», по 2009 год. За это время «Когелет» без преувеличения стал одним из брендов региона. В ряду самых успешных спектаклей: «Метаморфозы», «Фрейлэхс», «Женитьба Фигаро», «Иванов и Рабинович, или Ай гоу ту Хайфа», «Трёхгрошовая опера» и другие.

ПОСЛЕ СМЕРТИ Землянского театром некоторое время руководил Константин МЕЛИСОВ, которого актеры охарактеризовали как человека, «способного к руководству». Он начал активно готовить новую пьесу. Был написан сценарий и уже разведена добрая часть постановки, когда Константин вдруг перестал справляться со своими обязанностями. Ему в помощь чиновники от культуры дали Светлану ВАСИЛЬЕВУ, которая и стала официально режиссером театра «Когелет».

С готовой постановкой Владимира Землянского «Король подтяжек» в 2011 году труппе посчастливилось съездить в Киев на международный театральный фестиваль. Со временем «театр стал менять своё лицо», на сцене появились такие постановки, как «Трость» и «Сны Офелии». Постепенно набрался новый состав, актёры, составлявшие костяк «Когелета», от Светланы Валентиновны ушли. Случился скандал с присвоением нескольких ставок театра одному лицу. Руководить театром стал Сергей КОРНИЛЕВСКИЙ, который, по мнению труппы, как никто другой «ориентируется в еврействе». В ходе этих реорганизаций двойная ставка, находившаяся у музыкально-драматического театра как еврейского и современного, была разделена – и Светлана Васильева с одобрения «культурных властей» организовала свой «Театр современной пьесы».

Под началом Корнилевского еврейский театр выступил с несколькими интересными постановками с хорошим видео- и музыкальным сопровождением. Но у самого именитого актёра «Когелета» Владимира ГРАДОВА было своё видение театрального будущего. Он недвусмысленно давал знать о своём желании занять кресло режиссёра. Тогда Сергей Аркадьевич сложил полномочия по собственному желанию, не став «бороться с ветряными мельницами»....

Не особенно веря в способность Владимира Александровича руководить людьми, актёры всё же решили дать коллеге возможность выразиться, но попросили администрацию назначить трехмесячный испытательный срок. Об этом периоде за кулисами рассказывают, не выбирая выражений: «репетиции срывались», «искусство чахнет», «безнаказанность»... Артисты начали возмущаться, но в ответ услышали только то, что они слишком привередливые.

Тем не менее в период руководства Владимира Градова на сцену вышло несколько постановок. Самая успешная из которых – бенефис самого Градова. С моноспектаклем «Дорогие мои аиды» он блестяще выступил в 2014 году в Сочи и этим, видимо, ещё раз показал, что он герой-одиночка.

Решением сверху – снова в помощь, но теперь уже Градову – из Хабаровска был «выписан» молодой режиссёр Сергей ЛИСТОПАДОВ. Вдвоём они должны были подготовить ту самую «Поминальную молитву». Не сложилось. Градов с должности художественного руководителя театра «Когелет» уволен с формулировкой «по собственному желанию».


Сергей Листопадов.

Режиссёр Листопадов:

Доцент кафедры режиссуры и актёрского мастерства ХГИИК – режиссёр Хабаровского театра «Триада» Сергей Листопадов впервые был приглашен в Биробиджан в качестве председателя жюри областного театрального фестиваля. Поставить пьесу с театром «Когелет» ему предложила директор ГДК Елена Князева.

– «Поминальная молитва»... На пафосный материал замахнулись! Идея была хорошая, но эти дрязги... Проблема не новая даже для профессиональных коллективов. Когда уходит эстетика одного человека, очень сложно изменить сознание актёров ради искусства в чистом виде. В театре произошел именно эстетический раскол. Накопленный негатив не позволил сплотить команду воедино... С актёрской стороны у меня к ним претензий нет, они творчески любопытные люди, работают. Только никак не могут друг с другом сговориться, не берут инициативы – похоже, что не могут простить каких-то обид... Туда нужен сильный режиссёр постоянного пребывания с жёстким авторитетом. Хотя вряд ли даже это спасёт ситуацию. Подковёрные игры – это инерция, артисты уже не смогут отмести личное ради искусства.

«Поминальная молитва» – очень сложный материал, он требовал много самостоятельной работы актёров, а я не имею возможности приезжать чаще раза в неделю, поэтому вся подготовка изрядно затянулась. Через полгода я не увидел совершенно никакого результата и сделал для себя определённые выводы. Мне пытались поставить в вину то, что я не стал докладывать о том, что происходит (или не происходит) в «Когелете» при Градове. Я сознательно отстранился от ситуации. Люди доверили ему эту роль, поставили в центр воссоздания театра – значит, знали что делали. Но опытным путём стало понятно, что эта схема не работает...

Теперь у нас есть повод спокойно начать всё сначала. Идея «Поминальной молитвы» осталась, просто она очень «населенная», и в данный момент её не с кем ставить. Мысль сохранить еврейский театр тоже остаётся, но мне кажется, что на руинах «Когелета» ничего хорошего построить не получится. Театр не может служить цели объединять актёров, его функция – нести искусство в массы. Люди должны сами объединяться вокруг творческой идеи. Нужно строить новый театр, может быть, даже с названием «Когелет». Как показывает практика, это самый правильный ход.

Сейчас мы переключились на других людей, взяли современную драматургию и будем ставить её с коллективом «Современной пьесы». Материал Сергея Могилевцева называется «Еврейское счастье (профиль вождя)», но у нас дежурное название иное: «Моё кино про еврейское счастье». Эта пьеса – про любовь еврейской девочки и русского парня. Действие происходит в 70-е, но мы будем адаптировать под современную действительность. Некоторым актёрам старого состава были предложены роли – они отказались.

То, что в Биробиджане происходит с «Когелетом», происходит и с другими театрами в других регионах. Моя интуиция подсказывает, что правда за молодежью. Неправильно восстанавливать прежний образ театра без учёта современных течений – так мы отбросим себя на много лет назад. Чтобы не сотрясать больше пыльные мешки, будем рисовать другую перспективу, но с прицелом на то, что на территории должен быть еврейский театр.


Люди, которые работали с Владимиром Александровичем Землянским, продолжают держаться вместе. Они репетируют в уголке областной филармонии. У этого «Когелета» нет ни ставок, ни других источников финансирования, ни, по большому счёту, даже имени.

Худрук Васильева:

С февраля 2016 г. Светлана Валентиновна снова назначена на должность руководителя Еврейского народного музыкально-драматического театра «Когелет».

– Посмотрим, останусь ли я руководителем этого театра после выхода в свет пьесы, которую мы готовим совместно с Сергеем Листопадовым. Время покажет. Я устала от скандалов. Если опять поднимется волна, я не стану им заниматься. От недовольных много слов и мало дела. Что толку просто кричать о необходимости сохранить «Когелет»?! Сейчас мы собираем тех, кто согласен работать, и пытаемся создать к маю достойную постановку.

С Сергеем мы работаем на условиях сотрудничества. В принципе, мы друг друга понимаем. Он с моими предложениями соглашается, я – с его. Конечно, последнее слово за ним, но так как еврейский вопрос мне не чужд и с актёрами этими работаю не первый день, то могу подсказать что-то существенное.

В пьесе о любви задействованы актёры от 15 до 40 лет. Из-за возраста сюда подошли только некоторые из костяка «Когелета». Сергей предложил роль еврейской матери актрисе из старого состава – она пришла на одну репетицию, а потом отказалась.

Актриса Пырина:

Ксения присоединилась к труппе «Когелета» в 2006 году.

– Я одна из тех, кого хабаровский режиссер пригласил в ту пьесу, которая готовится вместо заявленной «Поминальной молитвы». Участвовать «в этом» я отказалась. Сергею Листопадову, человеку со стороны, всё представили так, будто той самой труппы не существует. А ведь нас просто никто не извещал о репетициях с Листопадовым. Об этой ситуации курирующий специалист мэрии узнала случайно. Те, кто должен отчитываться, регулярно ей сообщали, что подготовка к февральскому выступлению идёт полным ходом. Думаю, именно поэтому господин Градов был уволен с должности руководителя театра «Когелет». По моему мнению, когда труппа «Когелета» реально существует, неправильно называть другой коллектив этим именем и выпускать его на сцену. Понятно, что новый материал рассчитан на молодых артистов, но возрастным никто даже не позвонил (не то что не встретился) и не объяснил ситуацию. После стольких лет, отданных ими «Когелету», такое отношение – просто неуважение к людям.


Экс-режиссёры «Когелета» Владимир Градов (слева) и Константин Мелисов.

Хореограф Тертя:

Виталий в «Когелете» отвечает за постановочную часть. В высказываниях он был, мягко говоря, смел.

– Тетр держался на нескольких альтруистах, которые были в составе ещё у Владимира Землянского, а потом переходили «из рук в руки». После того как труппу возглавил Владимир Градов, вся деятельность театра полностью прекратилась. Мы с руководителем театра делим один кабинет, так вот я в помещениях театра не видел его ни разу. Только однажды пришел за костюмом и молча ушёл. Как лицо, ответственное за постановочную часть, я несколько раз поднимал вопрос о деятельности театра в беседе с руководством Дворца культуры, на что вразумительного ответа не получил. Владимир Градов занимался самопиаром за счёт имени «Когелета», и я считаю, что это низко и подло. Когда я узнал, что из Хабаровска пригласили режиссера на такую сложную вещь, как «Поминальная молитва», был удивлен. Не каждый профессиональный театр возьмет на себя столь грандиозную работу... Со мной не велись совершенно никакие переговоры, я сам звонил режиссеру в Хабаровск и узнавал, что требуется от меня, потому что привык работать в должности, а не просто числиться. Режиссер не понимал, что происходит с театром и почему актеры даже не могут собраться на репетиции. А я знаю, что Градов просто не ставил в известность труппу об очередном сборе. Сейчас мне сообщили, что худруком и куратором «Когелета» снова является Светлана Васильева. Не знаю, что получится, надеюсь на лучшее. Когда мы учились, нам никто не рассказывал, что в местной культурной жизни может быть всё так сложно.


Сергей Корнилевский.

Старожил труппы Корнилевский:

В дополнительном представлении не нуждается.

– Наша команда прошла Крым и Рим, мы вместе не одну собаку съели. Сейчас мы отмыли помещение, поставили светильники за свой счёт – и будем работать. Дожились: лауреаты еврейских фестивалей остались ни с чем, причём по совершенно непонятным причинам. Театр «Когелет» имел пять ставок – за последние шесть лет у него не осталось ни одной. Я имею в виду реальный «Когелет», настоящий.

Заведующая городским отделом культуры Петрушкова:

Наталья Викторовна прокомментировала отставку Градова и повторное назначение Васильевой.

– Владимир Градов с должности руководителя театра уволился по собственному желанию. Сейчас он продолжает работать в областной филармонии на ставке артиста разговорного жанра. Мы его активно привлекаем в различные мероприятия городского Дворца культуры в качестве актера и ведущего различных мероприятий. Такого человека, как Владимир Александрович, не потеряем, будем продолжать с ним сотрудничать.

Сегодня «Когелетом» руководит Светлана Васильева, одновременно она же руководит «Театром современной пьесы». В нашем городе не так много режиссёров, имеющих специальное образование, способных поставить пьесу от начала до конца. Мы обратились к Светлане Валентиновне – она дала добро и сейчас снова является режиссером обоих театров.

Кроме неё с «Когелетом» работает Сергей Листопадов. В «Коглелет» его пригласили именно с тем, чтобы в самодеятельный коллектив влилась новая режиссерская мысль, потому что именно этот театр для нашего города и области является визитной карточкой, своеобразным брендом. Работу с труппой Листопадов начал ещё с Владимиром Градовым. Тогда была заявлена «Поминальная молитва», но после двух месяцев работы с коллективом режиссёр пришел к мнению, что силами самодеятельного театрального коллектива такой масштабный театральный проект поставить очень сложно: необходимо серьёзное денежное содержание, другой подход и другие ресурсы. Приняли решение поставить другую пьесу – естественно, еврейского автора на еврейскую тематику. Мы будем поддерживать бренд «Когелета» как еврейского театра. Сергей Листопадов приезжает один раз в неделю, кроме этого два раза в неделю проводятся занятия Светланой Валентиновной для отработки поставленных хабаровским режиссёром сцен. Планируется, что данная премьера состоится в мае, в День города.

Опальный худрук Градов:

Свою точку зрения на происходящее Владимир Александрович пообещал изложить позже. Сейчас он на больничном, в связи с чем и попросил перенести интервью...

Измученные скандалами и интригами режиссеры «Когелета», назначенные из мэрии, с труппой «до 40» пытаются выпустить на сцену хоть какую-нибудь пьесу еврейского содержания. А люди, которые работали с Владимиром Александровичем Землянским и пытались сохранить еврейский театр после его смерти, продолжают держаться вместе, несмотря на преувеличенные слухи про «неспособность договориться». Они репетируют в уголке областной филармонии, на репетиции приходят по расписанию. У этого «Когелета» нет ни ставок, ни других источников финансирования, ни, по большому счёту, даже имени. А тем временем министерство культуры объявило конкурс для признанных театральных коллективов. Заявки принимаются до 31 марта. В описании необходимо сформулировать идею, обозначить исполнителей и предоставить поручительство от учреждения, где базируется театр (в нашем случае по документам это ГДК). В силу всего выше перечисленного участие в нём скорее всего не примут ни первая, ни вторая (главенство расставьте на своё усмотрение) труппа «Когелета».

Фото из архива «Ди Вох»

Варвара Мурашкина

Купить электронную версию газеты - divoh.ru, pressa.ru

Joomla SEF URLs by Artio
 
1