С 1 июля все точки розничной торговли алкогольной продукцией должны быть подключены к Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС)

Журналист «Ди Вох» узнал как воспринял новшество бизнес ЕАО

БИРОБИДЖАН, 9 июля, «Город на Бире» –Трезвость в перечне добродетелей народа российского никак не значится. И как государство ни борется с пьянством, итоги той борьбы уж очень скромные. От всех радикальных мер обычно оживляются нелегальные производители горячительных напитков, и колоссальные деньги просто проплывают мимо государственной казны. «Раз пьянку невозможно предотвратить, возглавь её!» – вспомнили депутаты Госдумы народную мудрость и решили взять оборот алкогольной продукции под жёсткий контроль.

В ИЮНЕ прошлого года Думой были приняты поправки к Федеральному закону № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта...». Теперь все, кто имеет дело с алкогольной продукцией, обязаны регистрировать её в специальной общефедеральной базе – ЕГАИС. Для этого участники алкогольного рынка должны закупить соответствующее оборудование и программное обеспечение. С помощью сканеров считывается информация со штрих-кода на каждой бутылке, и все эти данные заносятся в базу. Соответственно потом с помощью простейших манипуляций в интернете можно легко отследить путь каждой конкретной бутылки – от ворот завода-изготовителя до рук покупателя. «Продинамить» это дело предприниматели не могут. Если какая-то бутылка с горячительным напитком вдруг окажется не зарегистрированной в ЕГИАС, надзорные органы посчитают это тяжким нарушением и выпишут штраф. А он немаленький: для юридических лиц – до двухсот тысяч рублей!

По замыслу законодателей присоединение к ЕГАИС пройдёт поэтапно. До 1 января 2016 года организации и индивидуальные предприниматели, торгующие алкоголем (в том числе пивом и пивными напитками) уже должны были подключиться к системе. С 1 января 2016 года они должны подтверждать факт закупки алкогольной продукции. Вторым этапом работы розницы с системой ЕГАИС является подтверждение факта продажи алкогольной продукции. С 1 июля 2016 года эта обязанность появилась у городских предприятий розничной торговли. А с 1 июля 2017 года в системе должны начать работать даже сельские магазины. Даже в тех населенных пунктах, где есть перебои с интернетом.


Рис. Игоря Кийко.

ОПТОВИКИ особых хлопот в связи с нововведениями сейчас не испытывают. А вот по осени им, говорят, пришлось потрудиться в поте лица. – Нам нужно было зарегистрировать в ЕГАИС всю имеющуюся на наших складах продукцию, – рассказывают начальник отдела выписки ООО «Контур» Ирина ГЛЕБОВА. – И вот я вдвоем с менеджером Юлей Иваницкой и ещё двумя грузчиками вручную перебрали и вбили в базу около ста тысяч бутылок. Та ещё работа! Это ведь каждую бутылку нужно было извлечь, отсканировать и поставить на место! От части продукции и вовсе пришлось избавиться: где-то слетела акцизная марка, где-то затерлась так, что сканером уже не читается. Попадались и устаревшие акцизы. Потрудились мы хорошо, но всё сделали своевременно. Зато теперь работаем спокойно и уверены, что к нашей продукции никаких претензий быть не может. Что касается программного обеспечения: мы закупили лицензионный продукт, программу нам устанавливал опытный компьютерщик, так что никаких серьезных сбоев у нас не было. Разве что мелкие технические накладки.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ розничной торговли – и маленькие магазины, и крупные алкомаркеты – столкнулись с той же проблемой. Им пришлось вручную перелопатить все свои алкогольные залежи. И знаете ли, там много чего интересного отыскалось. От официальных комментариев магазинное начальство отказалось, но в приватных разговорах призналось, что на складах встречались бутылки с такими марками, которые сканер прочитать не мог. Вроде и целая, и штрих-код не повреждён, а прибор его не видит. Скорее всего, контрафакт. И ведь вернуть такую продукцию поставщику, как правило, невозможно. Владельцы магазинов уверяют, что от сомнительной продукции они избавились. Знакомые продавщицы, с которыми у меня сложились доверительные отношения, тоже по понятным причинам попросили не афишировать их имена. А в жилетку посетовали, что введение ЕГАИС может ощутимо отразиться на их заработке.

– Бывают случаи, когда человек уже проведёт бутылку на кассе, а потом тут же от покупки отказывается. Например, деньги дома забыл или не на тот ценник посмотрел, а настоящая цена его не устраивает. Раньше проблем с этим не было: на кассе покупку легко аннулировать. А теперь нет! Если человек внезапно отказался от покупки, отыграть действие назад нужно в течение 15 секунд, пока бутылка не прошла регистрацию в ЕГАИС. Если опоздал – всё! Не расплатится покупатель – придётся платить продавцу. Не знаю, как в других магазинах, а у нас теперь установлено так.

Со временем, уверен, всё потихоньку устаканится, все привыкнут работать по новым правилам. А вот был ли смысл вообще затевать эдакие сложности, и пропадет ли в результате всех этих хитрых маневров с прилавков нелегальный продукт, увидим позже.

Евгений СТЕПАНОВ

Комментарий заместителя начальника управления экономики правительства ЕАО Вячеслава ПАСТУХОВА:

– Сразу следует уточнить: и производители алкогольной продукции, и оптовики, и представители розничной торговли должны работать в ЕГАИС с 1 января текущего года. Владельцы магазинов с этой даты должны были начать регистрировать в системе сам факт покупки алкогольной продукции у производителя или оптовика. То есть зафиксировать движение алкогольной продукции в ЕГАИС. А вот с 1 июля этого года предприятия розничной торговли, которые осуществляют розничную продажу алкогольной продукции в городских поселениях, согласно закону, уже обязаны фиксировать в ЕГАИС продажу каждой конкретной бутылки алкоголя из своего магазина. Что касается предприятий розничной торговли, которые осуществляют розничную продажу алкогольной продукции в сельских поселениях, то такая обязанность у них появится с 1 июля 2017 года. Вся работа в ЕГАИС естественно связана с подключением торговых объектов, где продается алкоголь, к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В соответствии с Федеральным законом к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится утверждение перечня поселений с численностью населения менее трех тысяч человек, в которых отсутствует точка доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В целях реализации данных полномочий областным законом утвержден такой перечень. В него вошли населенные пункты Нагибовского сельского поселения. То есть, в данных населенных пунктах при продаже алкогольной продукции конечному покупателю предприятия розничной торговли с 1 июля 2017 года могут не подтверждать в ЕГАИС факт розничной продажи алкоголя. Вместе с тем, данная норма закона не освобождает предприятия розничной торговли от обязанности подтверждать факт закупки алкогольной продукции от производителя или оптовика. В настоящее время практически все магазины, имеющие лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляющие деятельность как в городских поселениях, так и в сельских, подключены к интернету и уже работают в системе, подтверждая факт закупки алкоголя. А вообще, следует отметить, что многие сельские магазины вообще не торговали крепкими спиртными напитками и не брали на то специального разрешения. В сёлах продажа крепкого алкоголя не так уж выгодна и зачастую не оправдывает вложенных затрат на приобретение лицензии и соответствующего оборудования для работы в ЕГАИС. Там сейчас больше торгуют пивом. А регистрировать факт продажи каждой бутылки пива в общефедеральной базе не обязательно, но розница в данном случае обязана осуществлять соответствующий учёт продажи пива путем ведения журнала розничной продажи алкогольной продукции и предоставлять декларации об объемах её розничной продажи.

Joomla SEF URLs by Artio
 
1