В «Моём кино про еврейское счастье» счастья не получилось (видео)

Премьера спектакля, поставленного Сергеем Листопадовым и Светланой Васильевой с молодым составом «Когелета», состоялась 26 мая 2016 года на сцене биробиджанского ГДК

БИРОБИДЖАН, 27 мая, «Город на Бире» – Впервые за долгие годы существования еврейского народного театра самодеятельные актёры обратились к фантастике. Ошибки именно в таком определении жанра не будет. И даже не потому, что именно писателем-фантастом позиционирует себя автор пьесы Сергей Могилевцев.

 

Трагичные события из жизни еврейской семьи и русского мальчика происходят в неустановленное время и в неустановленном месте. Известно только, что глава семьи – еврей-скульптор – вынужден бежать из Ленинграда в провинциальный южный город, где он с семьёй обосновался на уютной даче в доме с палисадником. В его дочь Рахиль влюбляется русский мальчик Артур, сын секретного учёного и врача. Если Рахиль свято верит во власть красоты, то Артур – приверженец научно-технического прогресса, ракет и самолётов. Он прагматик и считает, что всё должно приносить какую-то пользу.

Непонятно, чем занимается на даче скульптор, но жена его Фрида Мироновна, мать Рахиль, каждый день играет на большом театральном рояле сначала «Лунную сонату» Бетховена, а потом его же «Аппассионату». А ещё она готовит фаршированную рыбу, за что её любит муж Борис Маркович.

Жизнь семьи выбивается из привычного русла с вмешательством первого секретаря местного горкома партии Арсения Лазаревича, который за большие деньги предлагает Борису Марковичу за неделю сделать бюст генерального секретаря. Предполагается, что это даст возможность партийному функционеру уехать в другой город на повышение. Борис Маркович однажды уже обжёгся именно на таком задании: неправильно слепил нос вождя революции и вместо кепки одел его в шляпу, за что и был гоним. История повторяется и имеет те же последствия. Семья исчезает, а Артур всю оставшуюся жизнь ищет – и не находит – любимую Рахиль. Так грустно заканчивается фантастический сюжет.

После следуют аплодисменты, выход актёров на поклон, поздравление мэра города Евгения Коростелёва и корзина цветов от областного правительства и заксобрания.

Впрочем, фактически с первых минут спектакля стало очевидным, что часть зрителей находится в состоянии искреннего недоумения.

Во-первых, всё происходящее и не пахнет «Когелетом»: здесь нет яркости, азарта, вкусного еврейского юмора.

Во-вторых, герои пьесы почему-то называют евреев пессимистами, а русских оптимистами. Ни в коем случае не стану дискутировать ни с автором, ни с режиссёрами об оптимизме русского народа, но позволю себе не согласиться с оценкой, данной ими еврейской нации. Именно жизнелюбие и оптимизм, специфическое чувство юмора и умение шутить над самими собой позволили выжить еврейскому народу в годы гонений, геноцида и репрессий.

В-третьих, озадачил Константин Мелисов, сыгравший роль секретаря горкома партии. На сцене он по-клоунски кривлялся, поочерёдно изображая Ленина, Сталина, Брежнева, Хрущева и почему-то Владимира Путина, которого во времена генсеков на политической арене ещё и не предвиделось даже. Кто-то в зале даже засмеялся, приняв, видимо, фрагмент спектакля за часть программы какой-нибудь команды КВН. И, конечно, музыкальное сопровождение... Неужели постановщики такого невысокого мнения о зрителях, что думают, будто мы не отличим «Лунную сонату» от «Аппассионаты»?!

К вечеру в городе пошёл дождь, было холодно, и зрители, не прихватившие с собой в ДК зонтиков, вызывали такси и ожидали в фойе. Те из них, кто был мне хорошо знаком, выглядели расстроенными от увиденного на сцене. Кто-то даже сказал, что, если бы всё это увидел Владимир Землянский, он умер бы ещё раз.

Впрочем, анкетирования и даже устного опроса я не проводил, и всё изложенное здесь прошу считать исключительно моим личным мнением. А ещё надеюсь, что выживший после множества распрей и расколов «Когелет», всё-таки найдёт своё новое неповторимое и замечательное лицо, спектакли его будут интересными, яркими и живыми.

Дома, порывшись в интернете, я нашёл оригинальный текст пьесы «Еврейское счастье (Профиль вождя)» и прочитал его на одном дыхании. Признаться, немного общего в нём было с тем, что я увидел на сцене. В пьесе всё гораздо глубже, с огромным философским смыслом... И никаких пародий на вождей и президентов. Почитайте и вы, обещаю, получите удовольствие.

Смотреть фоторепортаж Эдуарда Тираспольского
Александр Драбкин