Женский час № 49: Серое вещество

БИРОБИДЖАН, 24 декабря, «Город на Бире» - Издание The Daily Mail опубликовало исследование учёных, в котором говорится, что плохое поведение подростков – это результат недостатка серого вещества в мозгу. Эти учёные даже проводили какие-то исследования на подростках. Может быть, дядям и тётям, далёким от таких понятий как «воспитание» и «окружающая среда», виднее, но я, всё же попробую с ними не согласиться.

Правда ведь, очень удобно списать плохое поведение на нехватку серого вещества где-нибудь рядом с мозжечком? Это решает сразу столько родительских проблем: не надо заморачиваться поисками педагогических приемов, чтобы найти общий язык с ребенком, не надо искать психолога, не надо анализировать себя… Всё можно оправдать серым веществом. Точнее, отсутствием какой-то его части.

{youtube}g6n3CrEEXdI|640|360{/youtube}

Если и можно списывать детскую агрессию, неусидчивость и прочие проявления «плохого» поведения на генетику, то только отчасти, от силы процентов на 20. Ещё 20% спишем на влияние окружающей среды. Остальное, как бы ни хотелось – результат родительского воспитания. И задача родителей сделать так, чтобы серое вещество, раз оно не может увеличиться в количестве, изменялось качественно на протяжении всей жизни ребёнка. Не очень-то это и трудно.

Все мы читали умные книжки, в которых советуют детям объяснять, почему взрослый поступает так, а не иначе. Но ценность беседы неоспорима, если она не превращается в получасовую нотацию. На второй минуте дитё любого возраста перестаёт понимать суть, а на пятой – перестаёт слышать вас. Поэтому слово само по себе не более, чем просто набор звуков. Объясню на примере: ваши дети дерутся из-за игрушки. Вариант первый: вы просите их быть потише, задаёте вопросы, чтобы понять, кто из них прав, дети кричат, вы кричите тоже. Слишком энергозатратно и нерезультативно. Вариант второй: вы попросили детей быть потише, но они не реагируют. Вы МОЛЧА забираете игрушку и кладёте туда, откуда дети её не достанут. Через несколько мгновений дети осознают происходящее и притихнут. Теперь, когда внимание приковано к вам, самое время сказать пару слов, глядя в их удивлённые глаза. Запомнили последовательность? Слово → действие → слово. По-другому научить детей думать о последствиях лично я не могу, разве что наказание.

Наказание – это тоже действие. Я не знаю ни одного ребенка, которого бы не наказывали, поэтому не устаю повторять всем без исключения: наказания причиняют боль и ничему не учат. Ребёнок – не центр Вселенной, но полноправный член семьи. Вы же хотите, чтобы ваши дети вас уважали? Чтобы прислушивались? Что ж, всё в ваших руках: уважайте их и прислушивайтесь к ним. Те, кто «раздаривают» шлепки и подзатыльники за разлитый на пол суп, не научат ребенка аккуратности. Можно за этот суп ещё поорать, но вытирать его всё равно придётся. А можно дать дитю тряпку. Поверьте, это работает вне зависимости от количества «серого вещества» под черепной коробкой.

Наталья Головатая

Joomla SEF URLs by Artio
 
1