Женский час № 85: Первое школобря

БИРОБИДЖАН, 2 сентября, «Город на Бире» — Вот и кончилось первое сентября. Какое счастье, что оно выпало на пятницу. Родители пофоткали своих чад, детишки были рады друг с другом встретиться. С понедельника начинаются будни, серые, как тучи в октябре. Начнутся домашние задания, и плакать будут все: учителя, родители и дети. Дети – от скучных и ненавистных домашних заданий, родители – от необходимости их выполнять вместе с детьми. То ли дело летом, сунул ребёнку планшет и сиди себе загорай или морковку, там, поли.

Правда, на улицах всё лето я видела очень мало реально играющих детей, а сейчас у них не будет времени. Ещё же кружки! Среди бегающих и прыгающих были только дошколята. Школьники кучковались в стайки и пялились в планшеты и телефоны. У одного мальчика из нашего двора я видела гироскутер. Тяжеленная и совершенно бесполезная вещь, но это явно лучше, чем залипать в маленький экран. Шпанюк лет двенадцати с телефоном, круче моей деревяшки в разы, пытался у меня стрельнуть сигаретку. Ещё одна соседская девочка один раз доставала ролики. Всё.

Вечером на детских площадках нет школоты, днём – тоже. На минуточку, в моём дворе больше сорока детей школьного возраста. Да, я считала. А сейчас они с ненавистью сядут за книжки и будут ждать перемены с большим нетерпением, чтобы снова залипнуть. А когда кто-то захочет побегать по школьному коридору, злая учительница остановит и прочтёт мораль, что школа – это храм науки, что бегать в ней нельзя, смеяться громко нельзя и вообще ничего нельзя, кроме скучных букв и цифр. Что делать детям? Конечно, тихо стоящие вдоль подоконников дети гораздо удобнее носящихся и орущих. Они не оставляют чёрточки на новом линолеумном полу в школьных коридорах.

Когда училась я, можно было бегать и прыгать. Ответственность за разбитые коленки и носы лежала на тебе. И вместо внушительной воспитательной беседы классная просто выдавала ластик. Ты шёл и оттирал эти чёрточки. Не было нарушений прав ребёнка. Была ответственность. Мы знали сами, что неправы. Не было нужды нам это говорить. Я помню случай, когда мы довели учительницу до белого каления. Мы были бесконечно виноваты. Никто не собрал педсовет, не вызвали инспектора, даже срочное родительское собрание не созывали. Просто на следующий урок зашла классная, встала у доски и молча посмотрела. Знаете, с такой горечью, что всё, всё стало ясно без слов. И было бесконечно стыдно. И больше мы так не делали. Это был лучший урок по предмету, который называется «Уважение».

Не буду спорить с важностью формул и стихотворений, но!... методику воспитания я бы чутка поправила.

Наталья Головатая