Биробиджанец Сергей Радюшкин наблюдал за англичанами в день референдума

Как пишет «Ди Вох», «руки Москвы» он не заметил

БИРОБИДЖАН, 20 июля, «Город на Бире» – О событии мирового значения, которое стало сюрпризом даже для многих маститых политологов, большинство россиян знает только из официальных сообщений. Но на днях у нашей газеты появилась возможность поговорить с непосредственным свидетелем референдума о членстве Великобритании в Европейском союзе. Когда-то выпускник седьмой биробиджанской школы, а ныне управляющий директор Sberbank CIB Дальневосточного банка ПАО «Сбербанк России» Сергей РАДЮШКИН предпоследнюю неделю июня провёл в Лондоне – вместе с коллегами проходил обучение в бизнес-клубе.

– Сергей Геннадьевич, англичане действительно настолько политизированы, как это показывают в наших средствах массовой информации? Высказывались ли они при вас о своих взглядах на проблему, чем аргументировали свои намерения голосовать за или против выхода из ЕС?

– В Лондоне мы общались в основном с профессурой, то есть с людьми очень образованными, которые по определению должны быть в курсе всех происходящих политических процессов. Однозначного мнения – за или против – там нет. Высказываются по-разному, примерно половина на половину. Мне также удалось пообщаться с некоторыми бизнесменами. По их мнению, в долгосрочной перспективе Великобритании выгоден выход из Евросоюза. Дело в том, что подписанные в рамках Евросоюза соглашения налагают на каждую страну определённые обязательства торгового и финансового характера. С выходом из ЕС страна сможет эти моменты регулировать и определять самостоятельно. Сейчас, конечно, они многое потеряли: обвалились фондовые рынки, снизились другие экономические показатели, но если говорить о перспективе в пять-десять лет, то страна окажется в выгоде.

– Каковы политические настроения русских в Лондоне?

– В референдуме принимали участие исключительно англичане, так что русские, которых в Лондоне всегда много, в обсуждаемых нами событиях никакой роли не играли. Наверное, на территории Великобритании есть бывшие граждане России, которые живут там больше десяти лет. Может быть, они даже имеют право голосовать. Но я, к сожалению, с такими не общался.

– Как было организовано голосование? На что похожи их избирательные участки?

– Места для голосования разворачивали в парках (их там много), в больших шатрах. Никакой особенной суеты, ажиотажа там не было. Видно, что всё организовано и подготовлено заранее. Находясь в Лондоне, я в интернете читал нашу прессу. Там писали, что жители Лондона атакуют кассы, закрывают вклады, скупают наличные евро и доллары, понимая, что будет девальвация. В реальности я ничего такого не видел. Мы гуляли по городу, смотрели местное телевидение, но ничего такого не показывали.

– А ещё в наших СМИ звучало утверждение, что запад во всём видит «руку Москвы».

– Мне сложно говорить об этом. На референдуме все крупные города Великобритании проголосовали за то, чтобы остаться в ЕС, а регионы – за выход. Поскольку в регионах живёт больше людей, чем в крупных городах, перевес оказался в их пользу. Вот и всё. Ни о какой «руке Москвы» я нигде не слышал. Для России, на мой взгляд, по большому счёту вообще ничего не изменилось, разве что британский фунт подешевел на десять центов.

– Как банковский служащий, вы можете предположить, как итоги Брексита* скажутся на нашей экономике?

– На улучшение или ухудшение ситуации в России могло бы повлиять изменение товарооборота с Великобританией, а он у нас после введения санкций довольно низкий. Их рынок действительно немного просел. У наших отдельных финансовых институтов появилась некоторая возможность немного заработать на этом. Вообще глобально на экономическую ситуацию в мире влияют не столько итоги референдума, сколько состояние неопределенности. По процедуре правительство Англии должно подать заявку о выходе из ЕС. Без премьер-министра сделать это невозможно. Есть много международных договоров, связанных с пребыванием Великобритании в Евросоюзе. Для того чтобы их перезаключить, привести в соответствие потребуется, быть может, года два. Именно нестабильность влияет на ситуацию, складывающуюся на фондовых рынках. И это будет происходить до тех пор, пока официально не объявят, что Великобритания подала заявку о выходе из ЕС.

Расспрашивал Александр ДРАБКИН

*Брексит – выход Великобритании из Европейского союза (от англ. Britain – «Британия» и еxit – «выход»).

В референдуме 23 июня приняли участие граждане Великобритании, Северной Ирландии и стран Содружества Наций, легально находящиеся на территории королевства или проживающие в Гибралтаре, а также британские граждане, живущие за рубежом не более 15 лет. 24 июня около 4:30 утра по лондонскому времени победа сторонников ЕС стала матемaтически невозможна. К 7:30 утра, по завершении подсчёта всех голосов, стало ясно, что сторонники Брексита победили на референдуме с перевесом в 3,78%. После опубликования результатов премьер-министр Соединённого королевства Дэвид Кэмерон, изначально выступавший
против выхода Великобритании из ЕС, заявил, что уйдёт в отставку до осени.Неожиданные итоги референдума спровоцировали обвальное падение мировых фондовых площадок и большинства валют. После Брексита курс фунта стерлингов обновил 30-летний минимум, опустившись ниже уровня в 1,32 доллара. Ослабло и евро, его курс к доллару достиг отметки в 1,10 доллара. Европейские фондовые рынки опустились на 2,5-3%, лидеры падения – бумаги банков.

Результаты голосования 23.06.2016 по странам Великобритании

Страна Явка (в%) Остаться в ЕС Выйти из ЕС
Англия 73 13 266 996 (46,6%) 15 188 406 (53,4%)
Шотландия 67,2 1 661 191 (62,0%) 1 018 322 (38,0%)
Уэльс 71,7 772 347 (47,5%) 854 372 (52,5%)
Северная Ирландия 62,7 440 707 (55,8%) 349 442 (44,2%)
Гибралтар 83,5 19 322 (95,9%) 823 (4,1%)
       
Всего 72,21 16 141 241 (48,11%) 17 410 742 (51,89%)
Joomla SEF URLs by Artio
 
1