Бывший начальник Управления КГБ по ЕАО генерал-лейтенант Виктор Евтушенко: «Мне жалко область»

В интервью газете «Ди Вох» Виктор Васильевич сказал, что у него создается впечатление, что область деградирует

БИРОБИДЖАН, «Город на Бире», 25 декабря - Есть темы, о которых чекисты не говорят никогда, ни в каком состоянии и ни при каких обстоятельствах. Гриф секретности лежит на них всю оставшуюся жизнь. Это даже не столько государственное и профессиональное обязательство, сколько традиция. О работе сотрудников службы федеральной безопасности, их переживаниях и привязанностях чаще всего мы узнаем при обстоятельствах печальных, и поэтому тоже не придаваемых огласке. Но тайной покрыто не всё. Бывший начальник Управления КГБ по Еврейской автономной области генерал-лейтенант Виктор Васильевич Евтушенко с присущей ему приветливостью согласился рассказать о своей работе у нас, а после – в других регионах России, и эта беседа слегка приоткрыла двери двухэтажного здания на Октябрьской, 11.

– Виктор Васильевич, в Биробиджане вы служили с октября 1978 года до января 1997-го. С каким чувством вы вспоминаете эти времена?

– Для меня эти годы были наполнены большим содержанием. Я с теплотой вспоминаю людей, с которыми работал. Это и бывшие руководители области: Лев Борисович Шапиро, с которым я и сейчас поддерживаю добрые отношения; Леонид Борисович Корсунский, к сожалению, ныне покойный; Марк Матвеевич Кауфман и многие другие. Некоторые уже ушли в мир иной, другие уехали из области за границу или в другие регионы. В большей степени я вспоминаю своих коллег, эти люди играли в моей жизни очень большую роль. Вот уже почти двадцать лет, как я уехал из Биробиджана, но бываю там практически ежегодно. Я обязательно встречаюсь с ветеранами службы, которые уже давно пенсионеры, и мы вместе вспоминаем дела давно минувших дней.

– К слову: есть ли на вашей памяти хоть одно интересное дело, о котором уже можно рассказать?

– Большая и интересная работа проводилась нами накануне пятидесятилетия области. Если вы помните, она находилась в определенной изоляции, и не только потому, что не воспринималась государством Израиль, но ещё и потому, что вообще была закрытой. На 50-летие ЕАО к нам впервые приехали иностранцы. К этому готовились все структуры, в том числе и мы. Наши мероприятия, на мой взгляд, были завершены успешно. После празднования юбилея об области стала распространяться положительная информация в международных СМИ. Если говорить предметно, именно тогда нами был установлен и обезврежен человек, который собирался совершить диверсию на строящейся филармонии. Житель Украины, отбывавший в Биробиджане наказание по приговору суда, высказывал в своем окружении намерение подорвать здание. Мы выявили его намерения и от имени органов государственной безопасности внесли официальное предостережение. Привлечь его к уголовной ответственности мы не могли, так как никаких конкретных подготовительных действий он совершить не успел.

В те годы мы достаточно активно занимались коррупционными проявлениями. Впервые нами была использована видеофиксация получения взятки. Один из начальников отделов ОБХСС был задержан в момент получения денег, на записи отчётливо были видны даже денежные купюры.

Особо интересный случай произошел далеко от области, но имел к нам непосредственное отношение. Из КГБ СССР поступила информация о том, что 28 октября 1982 года при перегрузке почты в отделении связи посёлка Оротукан Магаданской области взорвался упаковочный мешок, в котором находились почтовые отправления. Одна из них, бандероль № 683, отправленная из Биробиджана, полностью уничтожена. Только по счастливой случайности никто из почтовых работников не пострадал. Взрыв произошел в канун празднования 65-й годовщины Октябрьской революции, транспортировка бандероли осуществлялась автомобильным, железнодорожным и авиационным транспортом, и это создавало угрозу жизни многих людей. Нами была создана опергруппа, руководство которой начальник областного отдела КГБ полковник Горбачёв поручил мне. В её состав вошли опытные оперативники. Работали сутками, но только через две недели появился первый результат: был установлен отправитель посылки. Мы выяснили, что бандероль поступила в 16-е отделение связи Биробиджана 20 октября. Оператор почты подняла документы. По ним отправителем бандероли является некая гражданка Г., а получателем – гражданка Т. Обе проживают в Магаданской области, а в Биробиджане находились как студентки-заочницы культпросветучилища. Бандероль, со слов оператора, сдавалась в открытом виде, и в ней находились лишь предметы гигиены и детская кофточка. Эксперимент показал, что вес такой бандероли без упаковки составляет около 1120 граммов, и это не соответствует весу отправленной бандероли по документам. Из чего следует, что взрывное устройство находилось именно там. Из почтового отделения был получен список лиц, совершавших 20 октября различные почтовые отправления. В результате внимательной работы с людьми картина отправки бандероли со взрывным устройством была восстановлена. Свидетели показали, что в очереди появился молодой человек кавказской внешности, по виду лет двадцати пяти. Он обратил на себя внимание тем, что правая рука у него была перебинтована и подвешена на уровне груди к шее. Он попросил молодого человека, тоже стоявшего в очереди, оформить отправление, мотивируя тем, что сам писать не может. Тот согласился и под диктовку указал на бандероли необходимые реквизиты и заполнил почтовые бланки от имени Г. Когда подошла очередь, он же отправил бандероль.

Очевидцы помогли составить портрет преступника. Пользуясь невнимательностью оператора, он вложил в бандероль специально изготовленный фанерный ящик с гранатой Ф-1, именуемой в народе «лимонкой», без кольца. При вскрытии ящика она должна была взорваться, но почему-то сработала раньше задуманного. Так гордый кавказец решил отомстить оставившей его супруге.

– Сейчас часто мелькают сообщения о так называемых делах коррупционной направленности, оперативное сопровождение которых осуществляется УФСБ. Иногда содержание этих дел видится мелковатым, некоторые или вообще не имеют судебной перспективы, или заканчиваются оправдательными приговорами. На ваш взгляд, не стала ли важная государева служба заниматься не свойственными ей вопросами?

– Мне трудно судить об этом. Для того что бы высказываться, нужно знать материалы. Могу говорить только о тех моментах, которые разрабатывались при мне. Но раньше, как и сейчас, основной нашей задачей была борьба с иностранными спецслужбами, второй – была и остается борьба с терроризмом, третья задача – оперативное обеспечение охраны государственной границы. Ну и, конечно, мы должны оказывать содействие прокуратуре и другим органам в борьбе с преступностью.

– Как сложилась ваша жизнь после того, как вы уехали из Биробиджана?

– После перевода я пять лет возглавлял Управление ФСБ по Республике Башкирия, получил звание генерал-майора. Работа была очень интересная по многим позициям, в том числе по противодействию спецслужбам, по позициям исламского экстремизма. Республика достаточно специфичная. Раньше я никогда не сталкивался с традициями ислама и не ожидал, что там очень сложные межнациональные отношения. Причём даже не столько по отношению к русским, сколько между татарами и башкирами. В ЕАО хоть и происходили некоторые процессы формирования казачества, активизация еврейских национальных традиций, но противостояния допущено не было. В этом, я считаю, была и наша заслуга.

После Башкирии перебрался в Самару – начальником УФСБ по Самарской области. После выхода на пенсию избрал этот город местом постоянного жительства. Работал секретарем совета безопасности региона, сейчас занимаюсь политическим консалтингом.

– Как вы оцениваете нынешнее положение в ЕАО?

– Мне жалко область. Я пытаюсь внимательно смотреть на всё, что там происходит, читаю СМИ, общаюсь со своими знакомыми. Мне не совсем приятно видеть происходящее. Создается впечатление, что область деградирует. Деградирует сельское хозяйство, промышленность, разрушен «Дальсельмаш». Я специально ездил на закладку первого камня горно-обогатительного комбината, видел, что готовится запуск. Вроде, всё нормально, но почему ничего дальше не движется, прочему он не работает, как положено? Та же ситуация и с мостом через Амур. На мой взгляд, большой потенциал области остаётся нереализованным. Где-то, наверное, отстаём от времени. Раньше, приезжая в область, я заходил к губернатору – и к Николаю Михайловичу Волкову, и к Александру Ароновичу Винникову. Мы обсуждали различные проблемы, но и тогда многие их подходы по ряду позиций мне были совершенно непонятны.

– Я знаю, что сейчас вы, бывший чекист, пишете книгу. О чём она?

– Бывших чекистов не бывает. Я действительно пишу книжку. Её условное название – «Есть такая профессия». Это будет мой рассказ о службе – на Дальнем Востоке, в Башкирии и в Самарской области.

– Виктор Васильевич, у вас есть возможность поздравить коллег с профессиональным праздником. Воспользуетесь?

– Конечно. Я сердечно поздравляю сотрудников и ветеранов УФСБ по ЕАО со знаменательным событием – 99-летием со дня образования органов ВЧК – ФСБ! Желаю дальнейших успехов в нелёгком, но благородном деле обеспечения безопасности нашей любимой Родины. Оперативной вам удачи, счастья и благополучия! А всем биробиджанцам – самые добрые поздравления с наступающим Новым годом, здоровья вам, добра и счастья!

 Александр ДРАБКИН

Joomla SEF URLs by Artio
 
1