Читаем Тору: Слушай, Израиль!

Шестого дня месяца сивана в 2448 году от сотворения мира (1512 год до н. э.) евреи получили Тору

БИРОБИДЖАН, 4 августа, «Город на Бире» – А теперь, Израиль, слушай установления и законы, которые я учу вас исполнять, чтобы жили вы, и пришли, и овладели страной, которую Б-г, Всесильный отцов ваших, даёт вам! Не прибавляйте к тому, что я повелеваю вам, и не убавляйте от этого, чтобы соблюдать заповеди Б-га, Всесильного вашего, которые я повелеваю вам... Храните же и исполняйте, ибо это мудрость ваша и разум ваш на глазах всех народов, которые, лишь услышав обо всех этих установлениях, скажут: «Как мудр и разумен этот народ великий!»

КНИГА V. Дварим (Второзаконие)

ГЛАВА Вторая. «Ваэтханан» («И молился я Б-гу...»)

Моше надеется, что Вс-вышний смилостивится над ним и позволит ему перейти Иордан вместе с народом Израиля. Но этим мечтам не суждено сбыться. «Но разгневался Б-г на меня из-за вас и не слушал меня, и сказал мне Б-г: "Полно тебе, не говори мне больше об этом! Взойди на вершину Писги и взгляни на запад, и на север, и на юг, и на восток, и посмотри глазами своими, ибо не перейдешь ты этот Иордан!"».

Моше дано право только увидеть Эрец-Исраэль, но не позволено переступить его границ. Поэтому он должен передать право управления народом своему ученику Йеошуа.

«И укрепи его, и утверди его, ибо он встанет во главе народа этого и завоюет для них страну, которую ты увидишь».

Продолжая повторение Торы, Моше говорит об исходе из Египта и даровании скрижалей Завета у горы Синай: «И объявил он вам союз свой, который повелел вам исполнять, десять заповедей, и написал их на двух каменных скрижалях. А мне повелел Б-г в то время обучить вас установлениям и законам, чтобы вы исполняли их в стране, в которую вы переходите, чтобы овладеть ею».

Моше напоминает еврейскому народу о запрете творить себе кумиров и идолов, создавать их изображения. Также он напоминает, что он не сможет перейти через Иордан и войти в Эрец-Исраэль именно за грех Золотого Тельца. «А вы перейдете и овладеете этой прекрасной страной. Остерегайтесь же, чтобы не забыть вам союз Б-га, Всесильного вашего, который он заключил с вами, и чтобы не сделать вам себе изваяние какого-нибудь образа, что запретил тебе Б-г, Всесильный твой – пожирающий огонь он, Всесильный Б-г-ревнитель».

Моше даёт евреям ещё одно предостережение против идолопоклонства: сыны Израиля будут рассеяны среди народов мира, если они отвернутся от Вс-вышнего. «Призываю я в свидетели сегодня небо и землю, что совершенно исчезнете вы скоро из страны, в которую переправляетесь через Иордан, чтобы овладеть ею, не продлятся ваши дни на ней, ибо уничтожены вы будете. И рассеет вас Б-г среди народов, и останетесь вы малочисленными среди народов, к которым уведёт вас Б-г». Исправить это поможет только раскаяние (тшува) – одна из самых принципиальных идей Торы. Тот, кто грешит, утрачивает прямую и непосредственную связь с Б-гом и мгновенно ощущает её отсутствие. «В невзгодах твоих, когда постигнут тебя все эти предсказания, в конце дней, возвратишься ты к Б-гу, Всесильному твоему, и будешь слушаться голоса его. Ибо милосерден Всесильный Б-г, не оставит он тебя, и не погубит тебя, и не забудет союз с отцами твоими, о котором он поклялся им».

В главе «Ваэтханан» Моше повторяет новым поколениям еврейского народа десять заповедей – фундаментальные принципы иудаизма: принцип единства Б-га (Слушай, Израиль: Г-сподь - Б-г наш, Г-сподь один!), заповедь любви к Творцу, повеление изучать Тору, а также повязать «эти слова» в виде тфилин на руку и на голову, и начертать их в мезузах, укрепляемых на косяках дверей. Эти слова потом станут первой частью в «Шма Исраэль» – главной молитве еврейского народа. «Старайтесь же поступать так, как повелел вам Б-г, Всесильный ваш, не уклоняйтесь ни вправо, ни влево. По всем путям, которые указал вам Б-г, Всесильный ваш, идите, дабы вы были живы, и хорошо было вам, и продлились дни ваши в стране, которой вы овладеете».

Также Моше говорит, что евреи не должны заключать союзы с народами, которые населяли Эрец-Исраэль до них. Нужно разбить их жертвенники, сокрушить столбы и священные деревья, сжечь идолов. «Знай же, что Б-г, Всесильный твой, – он Всесильный, Всесильный верный, хранящий союз и милость к тем, кто любит его, на тысячу поколений, и воздающий ненавистникам своим, уничтожая их, не замедлит он воздать ненавистнику своему».

Время зажигания субботних свечей

Пятница, 4. Августа, 2017 (12. Ав, 5777). Зажигание свечей в 20:24.

Суббота, 5. Августа, 2017 (13. Ав, 5777). Исход Шаббата в 21:36.

Во время зажигания субботних свечей произносится молитва:
Барух Ата, Адо-най Э-ло-эйну Мэлэх Аолам, Ашер Кидешану Бэмицвотав Вэцивану Лэадлик Нэр Шель Шаббат Кодеш.

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать свечу Священной Субботы.

Рубрику ведёт Вера КРАВЕЦ

Другие материалы в этой категории:
Читаем Тору: Повторение Читаем Тору: Никто не устоит
Joomla SEF URLs by Artio
 
1