Художник из Сергиева Посада Роман Яковлев расписывает иконостас новой православной церкви в Кирге

С гостем познакомился журналист «Ди Вох»

БИРОБИДЖАН, 27 июня, «Город на Бире» – В селе Кирга Биробиджанского района завершается строительство храма святого мученика Иоанна Воина. Какой будет эта церковь, можно представить уже сейчас: за два года выполнена кирпичная кладка, на купол водружён крест. Вместимость помещения – человек сорок. Снаружи ведётся утепление стен специальным материалом, а внутри месяц назад приступил к работе художник Роман Яковлев. Ему предстоит расписать иконостас. В этой церкви он будет выполнен в технике сухой фрески.

НА АЛТАРНОЙ перегородке храма будет всего четыре изображения. Справа – Спаситель и Иоанн Воин. Этот святой, живший в IV веке, во время правления римского императора Юлиана Отступника помогал гонимым христианам, за что подвергся мучениям. В православии он почитается как помощник в скорбях и напастях. Слева будут образы Богородицы и княгини Ольги. Эта благоверная святая, принявшая христианство ещё до крещения Руси, считается духовной матерью русского народа. Над этими изображениями в двух медальонах – образы херувимов.

Оригинальность новому храму придаст икона Спас Благое Молчание, которая разместится прямо напротив престола – на так называемом горнем месте. Изображение Христа в виде крылатого отрока встречается нечасто.

СОБСТВЕННО, это всё, что должен выполнить художник Роман Яковлев. Он рассчитывает, что управится за полтора-два месяца и вернётся в Подмосковье – там Роман в составе целой художественной бригады трудится над росписью нового храма. За несколько лет там предстоит покрыть фресками огромную площадь. В киргинской церкви объём работ несравнимо меньше. Что же привлекло его на другой край страны?

– Отдалённость меня не пугала: при современных средствах передвижения восемь с половиной тысяч километров – почти рядом, – улыбается художник. – В Подмосковье я сейчас работаю в четырёх часах езды от дома. Сюда лёту всего на три часа больше. Хотелось посмотреть природу Дальнего Востока. Не разочарован. Когда отдыхаю, смотрю на эти сопки из окошка – глаз радуется. А вообще мне понравился сам проект, представленный владыкой Ефремом. Он лаконичен, но задуман со вкусом.

– При выборе художника было условие: он должен быть выпускником Иконописной школы при Московской духовной академии, – пояснил епископ Биробиджанский и Кульдурский ЕФРЕМ. – Ну и, конечно, представить свои работы. Те, что прислал Роман, мне понравились больше других.

ПИСАНИЕ ИКОН у Романа, можно сказать, наследственное. Его отец Алексей Петрович Яковлев – профессиональный художник. Долгое время он оформлял советские учреждения настенной живописью, прославлявшей достижения социализма. Но интерес к древней иконописи у него был всегда, и когда стали строить новые храмы, работал над их росписью. Правда, в академическом стиле.

Роман видел работы отца, пытался рисовать святые образы в художественной школе. Ещё подростком он увидел своё предназначение в служении Богу, так что после окончания общеобразовательной школы поступил в духовную семинарию – сначала в Казанскую, потом перевёлся в Томскую. На досуге занимался в группе, где обучали азам иконописи. Ректор семинарии митрополит Ростислав увидел работы Романа и настоятельно порекомендовал ему поступить в Иконописную школу при Московской духовной академии. Владыка даже сам отвёз выпускника семинарии в Сергиев Посад, где она располагается. И Роман считает, что митрополиту он тоже обязан своим приобщением к церковной живописи.

Великолепие главной православной обители порази-ло юношу. Ещё больше – возможности, которые предоставляет своим студентам школа, и сегодня считающаяся наследницей традиций великого Андрея Рублёва. Учиться предстояло пять лет, но это не испугало юношу. Его учителем и наставником стал Александр Николаевич Солдатов. Сегодня это один из ведущих специалистов фресковой живописи. Он расписывал православные соборы не только в городах России, но и в Гамбурге, Риме, а вскоре под его руководством начнётся роспись Троицкого собора в Париже. Своё увлечение фреской учитель передал ученику. На роспись храмов Роман выезжал ещё в студенческие годы. Командировки были и заграничные, одна из них даже в Иорданию.


При кажущейся простоте этих живописных образов техника их исполнения сложна и совершенствовалась веками.

ЦЕРКОВНАЯ живопись принципиально отличается от светской. Она основана на канонах: запечатлённые образы должны быть узнаваемы верующим человеком по причёске, позе, жесту руки, даже по цвету одежды. В таких условиях художнику, казалось бы, невозможно выразить себя в творчестве и он обречён на вечное копирование уже созданного. А как же свобода живописца?..

– Канонов для изображения христианского образа: Спасителя, Богоматери, апостолов, святых – не один. Их множество, – поясняет Роман. – И каким он будет, где его расположить, каждый раз подсказывает богословская мысль и душа. Вот, например, икона Спас Благое Молчание. Этот образ Христа в виде крылатого молчаливого юноши со скрещенными руками встречается редко. Он пришёл к нам ещё из Византии, и в православии символизирует кротость и смирение молитвы. Иногда его изображение возносили в купол храма, и он как бы сводил в единое всю композицию. В этой церкви купола нет, Спас Благое Молчание располагается на горнем месте, но всё равно он должен объединять другие иконы храма.

И по образованию, и по душевному устремлению Роман считает себя последователем Московской школы иконописи. Конечно, наиболее известны её основатели: Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий. Но и их наследники, имена которых известны лишь в узких кругах знатоков, развивали это искусство, создавая произведения, которые вроде бы и похожи, но всё же отличаются друг от друга – мастерством, цветовой гаммой, настроением.

– Сейчас ведутся дискуссии о том, каков должен быть язык современной церковной живописи. Возможно, появится новый Рублёв, который выведет православную живопись на новый уровень, – допускает Роман. – Но и традиции – это не какие-то оковы, которые не дают творчеству развиваться. Мы должны сохранять православный образ жизни и его адекватно изображать. Это сложно, но необходимо. И очень важно, чтобы творческий процесс не прерывался, как это было в недалёком прошлом.

ДИСКУССИИ О ТОМ, нужно ли менять или расширять принципы православной иконописи, пока только ведутся. А вот технологии настенной живописи изменились по сравнению с древними и даже столетней давности временами существенно. Раньше художники рисовали по свеженаложенной на стены сырой штукатурке органическими красками, разведёнными на воде или известковом молоке. После высыхания изменить рисунок было невозможно. Чтобы исправить изображение, требовалось сбить весь слой штукатурки, нанести его заново и снова расписать. Такая техника требует и твёрдой руки творца, и оперативности действий. Фрески, выполненные красками на натуральных компонентах, подвержены порче – от сырости, плесени, перепадов температуры.

Современные акриловые шпаклёвки и краски более технологичны и надёжны. Цвета – насыщеннее, оттенки – разнообразнее. Благодаря синтетическим добавкам они защищены от влияния внешней среды.

Художнику теперь не нужны подмастерья, которые раньше готовили натуральные краски, и всё-таки фресковая живопись остаётся довольно трудоёмким процессом. Сначала на кирпич накладывается черновой цементный раствор, поверх – шпаклёвка, выравнивающая поверхность. На ней рисуется образ – примерно так, как в детских раскрасках. После этого он расцвечивается.

– Изображение может сохраняться веками. Конечно, если храм не будут превращать в зернохранилище, – улыбнулся Роман. – Ну и зимой церковь надо отапливать.

Что касается превращения в зернохранилище, то тут никто гарантий дать не может – Россия непредсказуема. А вот с отоплением вопрос решён: зимой здесь будут включаться конвекторы, заверил епископ.

Временное жильё Роману предоставили в женском монастыре. Из Раздольного в Киргу он добирается на велосипеде. Работает художник, как он говорит, всласть и дотемна. Изображения Спасителя и Богоматери уже готовы. Предполагается, что новый храм примет верующих в конце августа.

Михаил КЛИМЕНКОВ

Joomla SEF URLs by Artio
 
1