308 письменных обращений поступили в Роспотребнадзор от жителей ЕАО за 9 месяцев 2020 года

80c82714a81e8d21696a3c40ff3beeaa2911

Тематическая иллюстрация из открытых источников интернета

БИРОБИДЖАН, 1 декабря, «Город на Бире»  Итоги судебной практики по защите прав потребителей за 9 месяцев 2020 года

Работа по защите прав потребителей – одно из важнейших направлений деятельности Управления Роспотребнадзора по ЕАО. За 9 месяцев 2020 года в Управление поступило 308 письменных обращений по вопросам защиты прав потребителей, что на 56% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Об этом сообщают в Роспотребнадзоре.

Снижение числа поступивших письменных обращений, возможно, связано с введением ограничительных мероприятий, направленных на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции. При этом на 18% увеличилось число обращений, поступивших на «Горячую линию» Управления.

Анализ содержания поступивших письменных обращений указывает на рост количества обращений о нарушениях прав потребителей в сфере оказания услуг. Удельный вес таких обращений составил 73,7%, и только 26,3% потребителей обращались по вопросу нарушений в розничной торговле непродовольственными товарами.

Из обращений, касающихся нарушения прав потребителей в сфере услуг, первое место занимают обращения по вопросу качества оказания бытовых услуг, на втором – услуги связи, на третьем - качества оказания медицинских услуг и деятельность финансовых организаций.

Также причинами, вызвавшими обращения граждан, являются нарушения сроков выполнения услуг, продажа товаров с недостатками и отказ либо нарушение сроков удовлетворения требований потребителей при покупке некачественных технически сложных товаров бытового назначения, в первую очередь, телефонов мобильной связи.

Следует отметить, что в секторе торговли отмечен заметный рост жалоб на деятельность магазинов, осуществляющих продажу товаров по образцам, в частности, на нарушение договорных сроков поставки мебели, а также на нарушения при продаже товаров дистанционным способом (нарушение интернет-магазинами сроков доставки товаров, несоответствие товара параметрам заказа по комплектации, количеству, цвету и т.д.).

Все заявители получили разъяснения законодательства и алгоритмы действий, в том числе при защите их нарушенных прав в суде. Часть обращений была переадресована по подведомственности в другие органы.

При выявлении возможных нарушений прав потребителей не несущих за собой потерей со стороны потребителя, Управлением, в целях недопущения указанных нарушений обязательных требований законодательства, в соответствии с положениями Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» выданы 26 предостережений о недопустимости указанных нарушений закона, необходимости принятия мер по обеспечению соблюдения обязательных требований.

В случае необходимости, Управлением оказывается помощь в составлении претензий в адрес хозяйствующих субъектов. За 9 месяцев 2020 года составлено 150 таких претензий, что в свою очередь позволило урегулировать споры в досудебном порядке.

Тем не менее, в целях защиты прав конкретного потребителя, Управлением в 2020 году поданы 2 иска в судебные органы.

В первом случае Управление обратилось в суд с исковым заявлением в интересах конкретного потребителя о взыскании денежных средств по договору оказания туристических услуг, неустойки и компенсации морального вреда, поскольку при заключении договора об оказании туристических услуг были нарушены существенные условия договора. Решением Биробиджанского районного суда исковые требования Управления частично удовлетворены.

Во втором случае Управление обратилось в Мировой суд в интересах конкретного потребителя с исковым заявлением о возложении обязанности заметить товар, взыскании убытков и компенсации морального вреда по факту предоставления некачественного товара (угля), вследствие чего товар не может быть использован по назначению. Мировой суд в удовлетворении исковых требований отказал. Управлением Роспотребнадзора по ЕАО на решение Мирового судьи подана апелляционная жалоба. Решением Биробиджанского районного суда решение Мирового судьи отменено, исковые требования Управления Роспотребнадзора по ЕАО удовлетворены.

Всего сумма присуждённых денежных средств в пользу потребителей составила 346 481,40 руб., в том числе в качестве компенсации морального вреда – 15 тыс. руб.

Управление также напоминает, что по поручению Правительства Российской Федерации с целью информирования потребителей о ситуации на рынке, о правах в отдельных сферах, о механизмах защиты прав потребителей в стране на протяжении четырех лет функционирует государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей zpp.rospotrebnadzor.ru, который содержит исчерпывающую информацию по актуальным вопросам соблюдения потребительских прав.

На Интернет-ресурсе размещена нормативная база по защите прав потребителей, образцы претензионных и исковых заявлений, памятки потребителям, информация о выявленной в ходе проверок продукции, реализуемой с нарушениями обязательных требований, и др.

Сайт позволяет сделать выборку практики по отдельному региону, а также по сферам потребительского рынка (например, «Финансовые услуги», «Туристские услуги», «Розничная торговля» и пр.). В открытом доступе модуля «Виртуальная приемная» опубликованы ответы на сообщения, которые оставили граждане.

Кроме того, в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Еврейской автономной области работает «горячая линия».

Телефон «горячей линии» 8 (42622) 2-32-91. Звонок, поступивший со стационарного телефона из любого населенного пункта Еврейской автономной области, бесплатный. Звонки принимаются каждый рабочий день с 10 до 16 часов местного времени. По указанному телефону возможно получить ответы на вопросы в рамках Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» и Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей».