Подполковник полиции в отставке Александр Фейгин о своей службе в УБОП

15 ноября – День создания подразделений по борьбе с организованной преступностью в России

БИРОБИДЖАН, 15 ноября, «Город на Бире» – Александр Абрамович ФЕЙГИН – подполковник полиции в отставке, ранее работавший в составе одного из подразделений областного управления по борьбе с организованной преступностью. Это подразделение, созданное в 1993 году, прекратило своё существование в 2008-м, по указу Президента России. А до того времени УБОПа откровенно боялись лидеры преступных группировок и их «пехотинцы». УБОПу ставились самые трудные задачи, и офицеры с ними справлялись. Не о всех результатах работы подразделения можно рассказывать и сейчас, но о том, что не составляет служебной тайны, Александр Фейгин рассказать согласился.

Александр Фейгин:
– Я пришел в УБОП с улицы, точнее – с диспетчерского бюро завода «Дальсельмаш». В тяжелые времена, когда стали закрываться предприятия, я пришёл в отдел кадров УВД, где набирали сотрудников в управление по борьбе с организованной преступностью. Там посмотрели документы. Я до приезда в Биробиджан работал заместителем главного бухгалтера на одном из предприятий в Хабаровске, поэтому мне предложили место в отделе по борьбе с экономическими преступлениями. В то время в управлении работало всего несколько человек. Подразделение состояло из четырёх отделов: уголовный розыск, отдел по борьбе с коррупцией, отдел по борьбе с экономическими преступлениями и СОБР –специальный отряд быстрого реагирования. Два года я отработал в отделе по борьбе с экономическими преступлениями, а в феврале 1996 года уехал в Чечню в составе следственно-оперативной группы Генеральной прокуратуры России. Когда вернулся, в управлении прошла реорганизация и нашему отделу определили ещё одно новое направление – работа с лицами азиатской и кавказской национальности. В нашу задачу входило выявление преступных группировок в этой среде, недопущение межнациональных конфликтов. Несмотря на то что Нагорный Карабах очень обострил взаимоотношения между азербайджанцами и армянами, у нас в области ни одного конфликта между представителями разных национальностей не было. Это, я считаю, в том числе и наша заслуга. Все лица, прибывающие в область, состояли на строгом учёте. Мы очень четко взаимодействовали с паспортно-визовой службой, со всеми – до единого – прибывшими в город проводились беседы профилактического характера. Мы узнавали, с какими намерениями сюда приехал человек, каких позиций он придерживается, чем планирует заниматься. Кроме того, систематически проводились рейды, также имеющие профилактические задачи. В итоге эта работа давала свои результат.

– В чём, на ваш взгляд, были преимущества такого подразделения, как УБОП?
– Начнем с того, что в УБОПе работали настоящие профессионалы, у которых за плечами был не один десяток службы в органах. Михаил Григорьевич Спиваков, Олег Владимирович Рудиков, Олег Андреевич Леонов... С приходом в подразделение Андрея Геннадьевича Пархоменко мы вообще полностью перестроили свою работу, у нас в то время не было кабинетных служащих – как говорят на селе, все пахари в поле. В результате среди «блатных» в преступной среде соседних регионов – в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, во Владивостоке – даже поговорка появилась: «Хочешь статейку – поезжай в "Еврейку"». Регион у нас специфический, «прозрачный»: мы видели всех приезжих, и они все проверялись оперативным путём, брались на контроль. Вспомните небезызвестное дело об убийстве супругов Баскаковых. Раскрытие его началось с того, что сотрудники милиции обратили внимание на автомобиль с приморскими номерами, записали их и данные находившихся в машине лиц. Как позже выяснится, ими и окажутся преступники. Кроме того, в области были раскрыты серьёзные банды, занимавшиеся разбоями на дорогах. Кроваво известная банда Нефедофского. Раскрыта и обезврежена банда Сунчелеева, члены которой при нападении на водителей использовали милицейскую форму. Могу смело сказать, что только УБОП смог обезопасить от бандитов дороги нашей области. Чтобы добиться этого, наши сотрудники сами не раз становились «наживкой» для бандитов. Мы посылали на трассы «машины-ловушки», проводили другие операции, о которых и сегодня не всё можно рассказывать. В конце квартала, полугодия, года руководство УВД обращалось к нам: ребята, помогите раскрыть преступления. И мы выходили в город, выезжали в районы и поднимали планку раскрываемости.

– А как в целом складывались взаимоотношения между УБОП и областным УВД?
– На уровне простых оперативников у нас были отличные взаимоотношения, но на уровне руководства отношение было какое-то предвзятое, нас почему-то считали чужими. Начальник УВД генерал-майор Александр Владимирович Цвилий однажды даже назвал нас «высокооплачиваемыми бездельниками». И то же время лично просил нас помочь раскрыть преступление. Особенно сложными отношения стали, когда на несколько месяцев был создан КФКМ – комитет федеральной криминальной милиции. Тогда УБОПы были выведены из подчинения УВД. Первым в России начальник нашего УБОПа был назначен Москвою начальником КФКМ по Еврейской автономной области. Как планировалось тогда министром внутренних дел Владимиром Борисовичем Рушайло, главными в регионах должны были стать начальники КФКН. На это, конечно, очень негативно среагировали начальники УВД на местах – не только в нашей области, но и в других регионах. Почему так происходило, не знаю. Может, всё началось с того, что при создании УБОПов туда отобрали лучших работников.

– Ожидаемо ли было прекращение работы УБОПа, и как это сказалось на противостоянии преступности?
– Узнав о том, что президент России Дмитрий Медведев подписал указ о прекращении деятельности УБОПа, мы удивились и до последнего не хотели в это верить. Ещё сильным по стране был разгул преступности, чтобы в нас отпала необходимость. Это уже не секрет, что в день закрытия УБОПа в начале ноября 2008 года в центральной России прошли сходки воров в законе, которые торжествовали по поводу похорон УБОПа, праздновали победу. Я по сей день считаю, что закрытие УБОПа было пролоббировано организованной преступностью, и стало одной из самых больших её побед. Даже сегодня полиция не имеет таких сильных позиций, какие были у нас. После расформирования УБОПа в нашей области ситуация сложилась более благополучно, нежели в других регионах. Благодаря новому начальнику УВД Василию Ивановичу Олейнику и его заместителю Игорю Сабировичу Хайбулову восемьдесят процентов бывших сотрудников УБОП остались работать в составе уголовного розыска. Сейчас, конечно, их остались единицы, и опыт УБОПа, наверное, самое ценное в их практике.

Расспрашивал
Александр ДРАБКИН

Joomla SEF URLs by Artio
 
1