В ЕАО гранаты и мины с бирских складов до сих пор доставляют немало хлопот стражам порядка

О незаконном оружии на территории ЕАО пишет газета «Ди Вох»

БИРОБИДЖАН, 3 декабря, «Город на Бире» – В старом фильме «Следствие ведут знатоки» есть эпизод, где молодой парень находит пистолет, сброшенный матёрым преступником. На все уговоры товарищей пойти и сдать ствол в милицию, отвечает коротко и доходчиво: «У меня ещё никогда не было такой настоящей, такой сильной вещи!» И не сдал. И это жгучее желание обладать «сильной вещью» впоследствии обернулось для него плачевно. С оружием, знаете ли, шутки плохи.

В РЕАЛЬНОСТИ достать настоящий, боевой пистолет, да ещё заводской сборки, крайне сложно. У нас в регионе, в отличие от западных областей, масштабных боевых действий никогда не велось, и «тэтэшники» с «парабеллумами» по старым блиндажам не валяются. Зато незарегистрированного охотничьего оружия, а также самоделок хватает вполне.

– Скажем, человек нашел в лесу или в таёжном зимовье карабин. Дай, думает, себе его оставлю. Ну и припрячет где-нибудь в сарае или на чердаке. А это уже серьёзное преступление, предусмотренное статьей 222 УК РФ – незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, – рассказывает мне заместитель начальника полиции по оперативной работе УМВД России по ЕАО Сергей КРАВЕЦ. – Если бы он сразу сдал его в полицию, то и наказания избежал бы, и приличное вознаграждение ещё бы получил. Нередко родня наследует оружие умершего родственника-промысловика. Но охотник, как правило, владел своими карабинами на вполне законных основаниях, а вот наследникам необходимо в кратчайшие сроки перерегистрировать оружие на себя, или сдать его в полицию, или распорядиться им каким-то другим законным способом. Это касается как гладкоствольного оружия, так и нарезного. Для удобства граждан с начала 2016 года зарегистрировать оружие можно через портал государственных услуг в интернете.


Это ружьё «чистое», дал заключение Роман Часовской. Никакого криминала за ним не числится.

ПОНЯТНО, что и участковые инспекторы должны держать руку на пульсе. И если где мужик отбыл вдруг в края вечной охоты, поинтересоваться у домочадцев судьбой его арсенала, при необходимости принять меры. Однако серьезнейшие хлопоты силовикам доставляет не только обычное, штатное охотничье оружие.

– Случается, некоторые умельцы переделывают охотничьи ружья в обрезы: спиливают ствол, приклад, вносят новые конструктивные элементы – и готово! Переделывают газовое или травматическое оружие под боевое. Хотя всё это категорически запрещено и преследуется по закону, – сообщил Сергей Кравец. – Есть такие мастера, что сами из подручных средств изготавливают вполне рабочее огнестрельное оружие, и используется оно для совершения преступлений. Не так давно коллеги из ФСБ взяли одного такого умельца. Но самые серьёзные неприятности нам сейчас доставляют гранаты и мины. При пожаре на складах в Бире боеприпасы разбросало на десятки километров вокруг. И сколько там ни работали специалисты по взрывным устройствам, сколько этих мин и гранат ни обезвредили, всё равно каждый год в лесу или на полевых работах кто-то наталкивается на неразорвавшиеся боеприпасы. Хорошо, когда нам сразу сообщают. А бывает, что гораздо хуже, забирают их себе. Недавно патрульный экипаж поднял пьяного с улицы. Тот спит мертвецким сном, а рядом валяется боевая граната, которую он где-то нашёл.

Статья 222 УК РФ предусматривает разные виды наказания. В том числе лишение свободы на срок до четырёх (ч. 1), шести (ч. 2 – группа лиц по предварительному сговору) или восьми лет (ч. 3 – организованная группа). Со штрафом до ста тысяч рублей или без такового.

РОМАН ЧАСОВСКОЙ, зам. начальника экспертно-криминалистического центра УМВД России по ЕАО, специально для меня достал из объёмного сейфа весь когда-то изъятый у злоумышленников арсенал. Лишь небольшой дамский пистолетик изготовлен на оружейном заводе Германии или Бельгии и имеет заводские номера, всё остальное многообразие – самоделки и переделки. Очень любопытным, например, показался один обрез: основные узлы и механизмы у него от заводского ружья, хотя ствол хозяин изрядно укоротил; ложе настоящее, а приклад – от пневматического оружия. Носить можно в рукаве, а бьёт, пожалуй, помощнее «макарова». Есть любопытная металлическая штуковина, которая выглядит как обычная канцелярская ручка. Только вместо стержня в эту ручку, под пружину, заряжается небольшой патрон. «Нажми на кнопку – получишь результат...» Если стрелять в упор, убить взрослого человека можно запросто. Ещё здесь хранится автомат, изготовленный боевиками где-то в мастерских Чечни во время войны.

– Оружие к нам на экспертизу поступает каждую неделю, – пояснил Роман Васильевич. – В основном, конечно, охотничье. Когда к нам попадает что-то необычное, как правило, мы должны дать ответ на два основных вопроса: является ли данный предмет оружием и возможно ли из него произвести выстрел. В зависимости от обстоятельств дела могут быть дополнительные вопросы.

Из необычного попадались раритетные экземпляры – настолько, что для опознания экспертам приходилось штудировать специальную литературу. Например, у одного субъекта при обыске изъяли винчестер конца XIX века, вполне себе рабочий вариант. Были ружья известных заграничных марок, которые сами по себе стоят баснословных денег.

КАЖДОЕ ОРУЖИЕ имеет свой «почерк». Его можно опознать по мельчайшим царапинкам на гильзе от выбрасывателя и отражателя, по вмятине на капсуле от бойка, по винтовым нарезам на пуле. Достаточно, например, взять гильзу или пулю с места преступления, отстрелять контрольные образцы из изъятого оружия – и сравнить их. Иногда сверяют два образца из разных мест, чтобы установить, из одного ли оружия были произведены эти выстрелы. Выводы баллистической экспертизы, заверил подполковник Часовской, стопроцентные, ошибки быть не может. Случается, что пуля совсем сминается после выстрела, тогда провести экспертизу невозможно технически. Если пуля для экспертизы пригодна, идентифицировать можно любое оружие, вплоть до невыразительных гладкоствольных ружей.

– Когда мы отстреливаем самодельное оружие, предпринимаем повышенные меры безопасности: работаем в защите, в шлеме или просто дёргаем курок за веревочку из-за прикрытой двери. Мало ли что может произойти. Бывает, что и взрывается, и гильза в глаз может прилететь. Есть мастера, которые делают оружие даже превосходящее заводское по своим баллистическим характеристикам, – уверяет эксперт. – Нередко выезжаем на место происшествия, если преступление было совершено с применением оружия. Иногда лучше самому посмотреть как и что, поискать пулю, посмотреть, куда могла отлететь гильза.

Надёжный друг и помощник экспертов – мощный микроскоп. Я глянул на гильзы охотничьих патронов, попробовал сравнить – признаться, китайская грамота. А здешние спецы читают следы, оставленные оружием, как книгу.

В подвале можно смастерить какой угодно ствол, но попробуй-ка найди потом к нему подходящие боеприпасы. В ЭКЦ имеются патроны абсолютно всех известных калибров, так что отстрелять любое оружие нет никаких проблем. Естественно, хранятся они тут за семью печатями.

Лукавить не буду. Подержал в руках тот самый бельгийский пистолет – и возникла шальная мыслишка: «Вот бы мне такой!» Он хоть и дамский, но и вправду сильная вещь! К сожалению, обладание такой сильной вещью непременно влечёт за собой столь же сильные последствия.

Евгений СТЕПАНОВ

Joomla SEF URLs by Artio
 
1