Царство милое балета приняло в свои подданные биробиджанского мальчика


Семён Семёнов с папой Виталием и мамой Юлией.

БИРОБИДЖАН, 19 января, «Город на Бире» — Балет «Щелкунчик» по традиции многих театров идёт в новогодние и рождественские праздники. Приморская сцена Государственного академического Мариинского театра не исключение. На каникулах этот спектакль на прекрасную музыку Чайковского шёл здесь с 27 декабря по 8 января. Почти все дни – по два раза: днём и вечером. И во всех должен был участвовать Семён СЕМЁНОВ.

Партия у него небольшая – Фриц, брат главной героини Маши. Но Сёма сейчас – единственный исполнитель этой роли в театре. Потому почти все его зимние каникулы были заполнены работой. И только в последних спектаклях по просьбе родителей его заменил предыдущий исполнитель партии Фрица, и Сёму отпустили на несколько дней к родителям в Биробиджан.

В АНСАМБЛЬ «Алиса» Юлия Петровна отдала Сёму, когда он пошёл в первый класс. Руководствовалась она вовсе не любовью к хореографии. Просто в школе села Птичник, куда записали малыша, был танцевальный ансамбль. Это удобно: не нужно спешить за сыном в школу и везти его в какую-нибудь секцию в Биробиджане. Скорее уж папа – Виталий Александрович – был ближе к этому виду искусства: все школьные годы он ходил в ансамбль «Мазлтов». Однако поступил он потом в технический вуз, и сына тоже планировал приохотить к технике. Но тот не проявлял никакого интереса к этому, и отец согласился, чтобы пацан потанцевал, пока не найдёт что-нибудь более «мужественное».

Через два года Сёма выразил желание заняться джиу-джитсу, но очень скоро потерял интерес к этому виду спорта. Потом походил в волейбольную секцию, но и там не задержался. Зато танцы постепенно всё более интересовали мальчишку. К десяти годам он стал одним из ведущих танцоров в ансамбле. В мае прошлого года «Алиса» приняла участие в детском Дальневосточном конкурсе «Первые шаги». Во Владивосток тогда съехались 150 хореографических коллективов. Птичнинские танцоры получили первое место в номинации «Народно-сценический танец» и второе – за эстрадный танец.

В составе жюри конкурса был художественный руководитель Московской государственной академии хореографии Константин Матвеев. Во Владивостоке эта балетная школа весной прошлого года открыла филиал, который призван готовить кадры для Приморской сцены Мариинского театра. Девочек, желающих стать балеринами, было значительно больше, чем могли взять на учёбу. Мальчиков же Матвеев высматривал на этом конкурсе. Семёна и ещё нескольких парнишек он пригласил на отборочный тур. Танцевать они умели все, но, чтобы заниматься балетом, нужны ещё и определённые физические и психические данные.

По итогам просмотра Семён и ещё три мальчика были приняты в школу-интернат для одарённых детей при Владивостокском государственном университете экономики и сервиса.

ПРИМОРСКАЯ сцена Мариинского театра открылась 18 октября 2013 года. Слово «сцена» весьма скромно отражает то, что представляет собой этот единственный на Дальнем Востоке театр оперы и балета. Здание и техническое оснащение сцены уникальны. При постройке были применены самые современные технологии, благодаря чему в зале прекрасная акустика. Пространство за сценой почти такое же, как зрительный зал (а в нём более 1300 мест, и с каждого всё прекрасно видно!). Благодаря такой планировке декорации можно монтировать прямо по ходу спектакля. В общем, по признанию специалистов, владивостокский театр входит в десятку лучших сценических площадок России.

Несмотря на свою молодость, балетная труппа уже достаточно профессиональна. Являясь филиалом Мариинки, она обязана держать высокую марку прославленного на весь мир театра. Артисты молоды, но при поступлении прошли очень жёсткий отбор. Труппа многонациональна: в её состав входят танцовщики не только из России, но и из Японии, США, Бразилии, Южной Кореи, Киргизии и других стран.

Однако будущее труппы организаторы театра связывают с молодёжью, живущей в Дальневосточном регионе. Для этого и открыто балетное отделение в школе-интернате для одарённых детей.

– КОГДА мы узнали, что Сёму приняли в школу-интернат, я, конечно, не сразу смирилась с тем, что он будет жить не дома. Ведь ему всего одиннадцать лет, – призналась мама Юля. – Казалось, я не выдержу долгой разлуки. Но переношу это значительно легче, чем думала. Быть может, современные средства связи помогают. Ведь благодаря WhatsApp мы всегда можем сына увидеть, поговорить.

Что касается папы, то он воспринял поступление сына с удовлетворением:

– Меня волновало, кем в будущем станет Сёма. В этой школе он может обрести хорошую профессию, которая ему нравится.

То, что мальчик учится с удовольствием, Сёма говорит сам. Хотя процесс обучения очень труден. Будущие танцовщики проходят практически все предметы, которые изучают в обычной школе. Нет только уроков ОБЖ, труда и физкультуры. Зато дополнительно к английскому языку изучают ещё и французский, на котором вся балетная терминология. После общеобразовательных предметов – обед, а затем ежедневно два часа занятий классическим танцем. Потом по расписанию либо историко-бытовой танец, либо ритмика. у А у Сёмы под вечер ещё и репетиция в «Щелкунчике». В общем, подъём в 7:00, отбой в 22:00. Времени на отдых практически нет.

Не каждый выдерживает такой режим. Партию Фрица в Щелкунчике он репетировал вместе со своим одноклассником Тимофеем из Уссурийска. И, считает сам Семён, у того получалось даже лучше. Но парнишка не выдержал нагрузку и разлуку с родными и через два месяца сошёл с дистанции. Потому-то Сёма пока и выходит на сцену один.

Ввод в «Щелкунчика» был срочный: парень, который до этого три года танцевал Фрица, повзрослел и по физическим данным уже не подходит на роль. Премьера у Семёна состоялась 23 ноября, то есть через неполных три месяца, как он стал учиться классическому балету.

– Я нисколько не боялся выходить на сцену, – удивляется сам себе юный танцовщик. – В «Алисе» я больше волновался перед каждым танцем. Может, потому, что в театре из-за софитов зрителей не видишь. Я представил себе, что это просто репетиция.

Больше волновались родители. На его первое выступление они приехать не решились: думали, будут смущать сына. На сцене они увидели его 8 декабря.

– Я как-то сразу почувствовал, что это его, – с удовлетворением подвёл итог поездки отец.

КОРОТКИЕ зимние каникулы Сёма провёл дома, отдыхал от души. Балетным тренингом не занимался, ограничивался лёгкой разминкой. Мама, конечно, старалась накормить сына разными вкусняшками.

– Он тестоед, любит всё печёное, – улыбается она. – На диете и раньше не сидел. Весь в папу пошёл: сколько ни ест, остаётся стройным.

Что ждёт юного танцовщика, предсказывать не буду. Но «Царство милое балета», как назвал его поэт Михаил Кузьмин, уже приняло мальчика в свои подданные. Хочется верить, что Семёна Семёнова ждёт блестящее будущее. Для этого ему пока дано всё.

Михаил КЛИМЕНКОВ