В Биробиджанском колледже культуры и искусств адаптируются к дистанционному обучению


Анастасия Ермакова.

Большая перемена

БИРОБИДЖАН, 13 апреля, «Город на Бире» — 23 марта в общеобразовательных школах начались весенние каникулы. Но в связи с распространением коронавирусной инфекции детей отпустили «отдыхать» до 6 апреля. При этом министр просвещения России Сергей Кравцов пояснил, что для учащихся будет организовано дистанционное обучение. Вместе со школьниками, но без прерывания учебного процесса, по домам были отправлены студенты средних и высших учебных заведений.

В Биробиджанском колледже культуры и искусств офлайн-формат закончился 25 марта. Руководству и преподавателям, как, впрочем, и практически всем преподавателям страны, пришлось осваивать режим удаленного обучения. Но, перефразируя Льва Толстого, в нормальных условиях процессы учебы во всех вузах и ссузах похожи друг на друга, при форс-мажорах каждое учебное заведение «форсмажорит» по-своему.

– Нам было рекомендовано воспользоваться несколькими платформами, в том числе и Дневник.ру, на котором большинство и остановились, – говорит зам. директора по учебной части биробиджанского «кулька» Оксана ГЕТМАНСКАЯ. – Выбирали именно эту платформу, потому что наши преподаватели уже имеют опыт работы с ней. Поэтому с процессом освоения и адаптацией у них проблем не возникло.

По словам Оксаны Викторовны, проще всего было организовать учебу студентов по общеобразовательным предметам. Здесь всё мало чем отличается от любого дистанционного обучения. Педагог выкладывал задания по своему предмету (математика, русский язык, литература, история, информатика, английский язык и т. д.), а студенты эти задания выполняли. Происходящее сразу фиксировалось и отражалась на платформе. Некоторые в дистанционном обучении даже находят определенные плюсы: в связи с эпидемией коронавируса балеты, оперы, музеи, галереи со всего мира открыли свободный доступ к своему онлайн-контенту. Ранее это была платная услуга, а теперь – пожалуйста, многие очаги культуры сеют разумное, доброе, вечное на просторах Интернета абсолютно бескорыстно. Лишь бы студенты дома оставались.

Несколько сложнее обстоит дело со специальными предметами. Студентка специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» Наталья ПЕРЕМИТИНА – одна из двух учащихся колледжа, кто на время самоизоляции остался в местном общежитии. С общеобразовательными предметами, как было сказано выше, особых сложностей не возникает. И даже выполнять задание по спецдисциплинам теоретически можно и удаленно: посмотрел урок, получил от педагога задание, и делай какой-нибудь сувенир или работай над рисунком. Только достать необходимые материалы в наше время – задача не из простых.

– Казалось бы, пустяковое дело – взять лист ватмана, нарисовать эскиз, сфотографировать его и отправить преподавателю, – говорит девушка. – Однако с листом ватмана возникли проблемы – купить его сейчас можно только в супермаркете. Туда так просто не попадешь – могут по дороге остановить и потребовать справку. Пока договорились, что буду работать с тем, что есть в наличии. Рисунки подождут до лучших времен.

Новая специальность «Музыкальное искусство эстрады» в колледже функционирует первый год. Хорошо известный в области педагог по вокалу Анастасия ЕРМАКОВА к угрозе коронавируса относится со всей серьёзностью и практически сразу же перевела своих студентов на дистанционное обучение. Причём занятие преподаватель проводит как индивидуальные, так и групповые. Связь, правда, иногда подводит.

– Первые дни платформа Zoom и провайдеры явно не справлялись с большой нагрузкой, – говорит Анастасия Геннадьевна. – Связь часто прерывалась, зависала, шло запаздывание между изображением и звуком. А для нас важно правильное звукоизвлечение, и, когда звук не совпадает с артикуляцией, этот элемент не проработаешь. Но что делать? Пока трудимся над тем, что позволяют возможности существующих технологий.

Но даже в этой нештатной ситуации Анастасия Геннадьевна находит и положительные стороны:

– Во-первых, студентам теперь приходится самим аккомпанировать себе на фортепиано. То есть развивается этот практический навык, так как в колледже им аккомпанировала я. Во-вторых, если они «работают» мюзиклы, к примеру «Богемскую рапсодию», то готовят мне презентацию про Фредди Меркьюри, про группу Queen. Таким образом ребята знакомятся с материалом даже более серьёзно, чем на обыкновенном уроке, на котором просто прослушивают информацию. Я думаю, что с карантина они выйдут с наизусть выученной программой, до такой степени им придется в неё глубоко погрузиться. Также они скачали с PlayМаркета различные сложные игры для развития абсолютного слуха и проходят различные ступени этой игры. Чтобы закончить её, надо чисто петь, знать различные теоретические правила.

Есть определённые нюансы дистанционного обучения у ребят и девчат с хореографического отделения. Всё-таки не очень много в мире танцев, которые предполагают сольное исполнение. Зачастую нужен партнер, а в колледже предпочитают ставить народные танцы, в которых участвуют десятки человек. Сейчас занятия «в реале», да ещё и групповые, находятся под официальным запретом, и студенты поддерживают необходимую форму в домашних условиях.

– Бездельничать студентам не приходиться, – рассказывает преподаватель-хореограф Иван КОШЕЛЕВ. – Мы создали группу в мессенджере и даем каждому индивидуальное задание. Ребята их выполняют, снимают себя на телефоны и также выкладывают в группу, где мы это всё можем посмотреть и оценить. Групповые танцы так, конечно, не разучишь, но отдельные партии, движения вполне можно отработать.

На вопрос, у всех ли ребят дома есть необходимая свободная площадь, чтобы потренировать некоторые па, и как реагируют соседи на внезапные хореографические репетиции над головой, Иван Сергеевич ответил, что четыре квадратных метра вполне достаточно. Сложных трюковых элементов, для которых нужен определенный простор, от студентов никто не требует. С соседями хореографы тоже стараются не ссориться – не занимаются ранним утром и поздним вечером, а работают над своими движениями и партиями в дневное время. В общем, условия, конечно, не идеальны, но поддерживать форму и даже изучать что-то новое некоторое время можно.

– Конечно, никто не мог предположить, что год у нас пойдет по такому сценарию, – говорит директор колледжа Ольга КОТОВА. – Но что случилось, то случилось – продолжаем работать и в этих условиях. Расписание занятий мы подкорректировали – больший упор сделали на теорию, не только по общеобразовательным предметам, но и по специальным. Когда вернёмся к нормальному учебному процессу – вернём ребятам и практические часы. Надеемся, это время не за горами.

Александр РАЗИН