Женский час № 33: Снова в школу - в чём ошибаются родители первоклассников

БИРОБИДЖАН, 27 августа, «Город на Бире» — Пожалуй, самое приятное для родителей первоклашки – наш ежегодный конкурс «Первоклассный кастинг». В остальном же их одолевают страхи и сомнения, которые усиливают гиперзаботливые бабушки и дедушки. Это передаётся ребёнку, и так находящемуся в состоянии стресса. И вот он уже не хочет в школу, где всё такое новое и интересное. Боится мама – ребёнок боится стократ. Чтобы адаптация на новом месте прошла максимально комфортно, родителям стоит знать, что нужно делать, а чего категорически нельзя.

Во-первых, надо осознать и принять тот факт, что нынешняя школа – не советская. А значит, установки старших поколений не подходят для вашего ребёнка (разве что фундаментально важные, типа «нельзя обижать слабого»). Чему учат и как – вам и вашим детям расскажет учительница. Более подробно воспитательно-образовательная политика школы прописана в Уставе, который обязан быть в каждом образовательном учреждении. Не лишним будет его изучить.

Во-вторых, надо понять важность нормального режима дня для ребёнка. Первоклассник получает существенно больший объём информации, чем ещё недавно в детском саду. Этой информации нужно время на усвоение. Она должна «устаканиться» в голове. Именно по этой причине первые несколько месяцев домашние задания первоклашкам не задают. Распорядок дня первоклассника не должен принципиально отличаться от режима в детском саду. Он так привык, а значит, чувствует себя менее тревожно. Есть дети, которые после уроков и обеда ложатся спать. Наблюдайте за ребёнком, не садите сразу после школы за домашние задания, избавьте его от чрезмерных нагрузок в кружках и секциях, а давайте возможность бегать на улице. Двухчасовая тренировка по каратэ на пару с шахматным кружком, куда вы решили отдать ребёнка с целью занять всё его свободное время, сделают из него невротика с рассеянным вниманием и повышенной утомляемостью. А это кардинально отличается от папиных «мечт» сделать сына великим каратистом. Помните, что в распорядке дня ребёнка должно быть время на ничегонеделанье. Пульт от телевизора забирайте на работу, а на компьютере ставьте пароль. Никаких раздражителей без вашего неусыпного контроля.

В-третьих, первый класс – это время, когда в ребёнке должен появиться интерес к знаниям, желание извлекать эти знания и применять их в окружающем мире. Репетиторы и няни вам здесь не помощники. Посчитать количество конфет в коробке и раздать их всем членам семьи поровну – хороший способ закрепления математических знаний. Решать скучные примеры (тем более, когда их не задавали!) – хороший способ отбить охоту учиться и воспринимать урок как кабалу. Для этого родителям необходимо с ребёнком общаться. На вопрос: «Как дела в школе?» в лучшем случае вам ответят «Хорошо». Слишком занятые родители задают этот губительный для отношений с ребёнком вопрос для успокоения себя. Мол, спросил, программу выполнил – можно телевизор посмотреть. А вместо этого надо понимать, что многие проблемы младших школьников связаны с тем, что дети не знают элементарных формул общения. Например, ребёнок забыл дома карандаш или ему нужно в туалет, а он не знает, как об этом сказать. Самый простой способ этому научить – поиграть в «школу». Пусть сначала в роли учителя выступит ребёнок, а затем наоборот.

В-четвертых, вы должны быть готовы к неудовлетворительным результатам обучения ребёнка. Это касается всех школьников, но первоклашек – особенно. Завышенные ожидания мамы и, как следствие, обвинения и недовольства, делают только хуже. Всегда! Хотите унизить ребёнка, уронить его самооценку, повысить тревожность, ухудшить здоровье и дезорганизовать всю его деятельность, тогда пожалуйста! Нельзя ребёнка ругать за отметки или кривые палочки в прописях. Никогда! Одна мама поделилась хитростью, с помощью которой научила дочь стараться. Она брала ручку с зелёными чернилами и подчеркивала в тетрадке только те закорючки и буквы, которые у ребёнка получились хорошо. Все действо сопровождалось доброжелательным тоном. Эта мама принципиально отказалась от красной ручки, потому что она ассоциируется с ошибками. Акцентируя внимание ребёнка на том, что у него вышло хорошо, а не на том, что плохо, они ненавязчиво выработали привычку стараться. Это замечательный совет для всех родителей. Нужно только помнить, что ни маму, ни ребёнка не должно ничего отвлекать. Для первоклашки важно, чтобы вы были рядом, когда он делает уроки – не формально (например, «залипая» в это время в телефоне), а с ним. Родителям потребуется научиться терпению и эмпатии.

В-пятых, в противоположность гиперопеке часть родителей слишком рано предоставляют ребёнку излишнюю самостоятельность. Приучение к самостоятельности – задача сложная, поэтапная, требующая времени. В полной свободе ребёнок теряется, поэтому даже не надейтесь, что первоклассник будет делать уроки до вашего прихода, собирать портфель и гладить форму без вашего участия. Не будет. Это физиология, и с этим ничего не поделаешь.

В-шестых, сегодня процветает безответственное отношение родителей к особенностям развития речи ребёнка. Проблемы с адаптацией в школе у 60% первоклашек возникают именно на почве недостаточной сформированности речи. Запомните: если ребёнок произносит все звуки, это не значит, что его речь развита согласно возрасту. Небольшой словарный запас, неумение составлять рассказ по картинке, вести беседу скажутся на успеваемости так же плохо, как и заикание. Общайтесь с ребёнком, читайте с ним, пусть он описывает вам то, что видит: кленовый лист, облака в небе и так далее. А некоторые нарушения речи говорят о неполадках в работе нервной системы ребёнка. Наблюдайте за дитём и не стесняйтесь обращаться к специалистам: при желании можно и в Биробиджане найти хороших дефектолога, логопеда и психолога. Понаблюдайте ещё и за тем, как ребёнок спит: скрипение зубами отнюдь не связано с распространенным заблуждением о глистах. Это повод показать ребёнку неврологу. Резкие движения, в том числе и во сне, тоже повод обратиться за консультацией.

В-последних, не случайно говорят, что все болезни от нервов. Ну, или почти все. Особенно ярко это выражено у детей. Ищите причину во взаимоотношениях между членами вашей семьи и срочно обращайтесь к психологу, если заметили следующее:

– У ребёнка нет интереса к учению как процессу. Ни один урок не интересен, ребёнок вялый и безынициативный. Его ничто не способно «оживить», даже игры, если они требуют хоть малейшего напряжения.

– Нежелание ходить в школу выражается в форме активного протеста, агрессии или сопровождается симптомами болезней: температурой, кашлем, расстройством ЖКТ, насморком, головными болями, головокружениями, кровью из носа или даже обмороками, которые прекращаются тогда, когда разрешили остаться дома. Не будьте категоричны, это не всегда симуляция.

– Ребёнок избегает общения со сверстниками. Даже с теми, с кем был в дружеских отношениях (имеются ввиду все или почти все контакты ребёнка, а не ссора с товарищем из-за рогатки).

– Ребёнок навязчиво неуверен в себе. Это тоже патология!

– Ребёнок боится, испытывает гнев, агрессию или патологическое бессилие по отношению к учителю.

Вера в ребёнка, в то, что у него пусть не сразу, но всё получится, способна творить чудеса. Он должен чувствовать, что семья его всегда защитит. От всего. Поддерживайте своих детей, дайте им ощущение безопасности – и несчастных двоечников станет в десятки раз меньше!

Наталья ГОЛОВАТАЯ