Женский час № 4: Детская жестокость

БИРОБИДЖАН, 6 февраля, «Город на Бире» –  Сегодня в «Женском часе» раскрываем не простую тему детской жестокости. Как себя вести в случае, если Вам лично пришлось столкнуться с детской жестокостью, посоветовала практикующий семейный психолог «Центра психологической помощи семьи и молодёжи» Ольга Еремеева.

В процессе подготовки одной из статей, мне стало известно, что учащаются случаи, когда дети откровенно издеваются над животными - не просто толкают или пинают кошек и собак, живущих во дворе, а забивают их камнями и протыкают им глаза или лапы…

Жестокость - это целенаправленное причинение боли и вреда другому (всегда более слабому) существу. Характерной чертой её является то, что мучитель получает от этого удовольствие и не испытывает чувства вины.

Подобное поведение наблюдается у детей, которые переживают неблагополучные отношения в семье, когда по отношению к нему применяются жесткие меры воздействия и наказания, унижения, физическая боль, отвержение. Все эти факторы, накапливаясь в сознании человека, формируют агрессивное поведение к слабым и жестокость. Если ребёнок получает удовольствие от того, что более слабое существо страдает, то на это стоит обратить пристальное внимание.

Агрессия разрушает душевное состояние человека и причиняет вред окружающим – подчеркивает психолог.

Первое сообщество, откуда берётся такое поведение – семья, именно из неё ребёнок берёт модель поведения. Если он намеренно отрывает игрушке-мишке лапы или зайцу уши – это уже говорит о том, что он может повести себя так и с живым существом. Это его протест против отношений в семье. Ребёнок не может выразить агрессию по отношению к родителю, он находит объект, на который выплескивает всё сполна.

- Когда малыш до трёх лет таскает кота за лапы по дому – это ещё не повод бить тревогу. Также речь не идёт о том, когда малыш разрезает лягушку или червячка, с познавательной целью, а только о том, когда чужая боль доставляет удовольствие. С таким ребёнком необходимо проводить работу. Доказано, что подобное поведение, не скорректированное в детстве, прогрессирует в ужасающие формы, - отмечает Ольга Анатольевна. - Если причиной жестокости являются органические поражения коры головного мозга, то он просто не в состоянии переживать чувства сострадания, отличать добро от зла. Такую ситуацию тоже можно выявить, и такого человека необходимо лечить медикаментозно. В противном случае нужно пересмотреть модель поведения в семье.

Огромное влияние на формирование поведения несут игры, которые взрослые преподносят ребёнку, некоторые из них с первого взгляда кажутся очень познавательными и развивающими. Другие же явно демонстрируют власть силы и оружия во взаимоотношениях с людьми.

- Из личного опыта могу сказать, что не редко такие игры приводят к познавательному «перекосу». Создаётся ситуация, когда маленький человек знает то, что ему вообще в его возрасте не нужно. Малыш должен уметь ответить на вопросы - «Как зовут твоих родителей, какая их фамилия?» и т.д. То, что он может закрытыми глазами показать, где у человека находится селезёнка или легкие, ему никак не понадобится в данный момент. Именно родителям нужно это понимать. Давая некоторые развивающие игрушки детям, взрослые бывают не в состоянии оценить реальные последствия познаний в данной сфере. Именно в результате такой практики ребёнок в одном регионе нашей страны вскрыл животик кошечке кухонным ножом. Нужно понимать, что в данном случае он не получил удовольствия от её боли. Он просто играл в больницу, решил сделать операцию домашнему питомцу, не понимая, что он может погибнуть, и с чем он столкнется. В итоге ребёнок получил сильнейший стресс, в результате которого даже не мог рассказать, что именно произошло, - уточнила Ольга Анатольевна.

Рассказала собеседница, что не меньшее влияние несёт негатив, «льющийся» с экранов телевизоров.

– Даже если ребёнок очень мал и не смотрит в экран, то негативная информация всё равно ложится на его подсознание – подчеркнула специалист.

Передозировка новомодными гаджетами полностью отстраняют растущего человека от реальной жизни. В такой ситуации возникает иллюзия, что смерти и необратимости тяжёлых травм не существует – это проблема, которая может привести не только к агрессивному поведению, но и к необратимым последствиям для самого ребёнка.

Установив причины агрессивного поведения необходимо правильно реагировать. Если нарушения в семье, то необходимо обоим родителям полностью пересмотреть семейные отношения и понять, что именно сделано не так. Не всегда легко определить, что же не так, в чём проблема на самом деле. Именно тут Вам поможет профессионал – практикующий психолог.

Главное, что необходимо помнить любящим родителям, что такую ситуацию нельзя запускать. Её необходимо менять. Это в первую очередь нужно для растущего человека – Вашего ребёнка.

Другая сторона медали, когда Ваш ребёнок оказался свидетелем жестокого убийства или мучений над животным. В подобном случае ребёнка терзают вопросы о том, зачем так поступать с котёнком или щенком, почему такое произошло и как тот, другой ребёнок мог такое совершить.

Не отмахивайтесь от эмоций Вашего чада. Проговорите с ним всё, что он видел. Объясните, что издеваться над слабыми бесчувственно, бесчеловечно, что такое иногда происходит. Выразите свою веру в то, что Ваш ребёнок человечный и так не поступает, и понимает, что недопустимо причинять боль другому живому существу.

Не стоит уходить от ответа про то, что мы едим. Стоит рассказать, что есть животные, которые даны природой для удовлетворения потребности в еде, а есть те, что существуют для любования, как спутники и партнёры человека.

Первыми «звоночками», говорящими о склонности ребёнка к садизму, для взрослых должны стать немотивированная агрессия к домашним питомцам и родителям с очевидной намеренностью действий. В подобных случаях необходимо аргументировано разъяснить ребёнку, что нельзя так поступать. Ни в коем случае не прибегать к наказанию! Потратьте чуть больше времени, почувствуйте обратную связь, убедитесь, что малыш Вас услышал.

- Проблема всегда начинается со взрослых, от нашего отношения, от того, как мы живём. Само агрессивное поведение и мышление идёт именно от нас. Нужно научить ребёнка делать выбор в пользу гуманного отношения к миру, который нас окружает. Мы на равных позициях находимся – животные тоже хотят жить, и суждено им размножаться. Человек - существо разумное, и в состоянии отличить добро от зла, поэтому он должен оставаться человеком, - подытожила Ольга Еремеева.

Мира и любви вашим семьям.
Над текстом работала Мария Добролюбова

Joomla SEF URLs by Artio
 
1