Депутат Госдумы от ЕАО Анатолий Тихомиров: Бюджет 2020 должен учесть интересы регионов

301

БИРОБИДЖАН, 15 октября, «Город на Бире» — Депутат Государственной Думы от ЕАО прокомментировал наиболее интересные из принятых или рассматриваемых этой осенью законов. Анатолия Тихомирова цитирует пресс-служба Законодательного Собрания ЕАО. 

— Крайне сложно в коротком интервью подвести итоги работы Государственной Думы даже за то небольшое время, что прошло с начала осенней сессии. Повестка ведь крайне насыщенная. Например, в среднем в ходе только одной сессии – весенней или осенней – принимается более трехсот законов: образно говоря, по два в день. И подавляющая часть этих документов решает задачи в экономике, международной политике, социальной, бюджетной и других важнейших сферах. Поэтому есть смысл поговорить о тех законах, которые сегодня на слуху, которые направлены на улучшение качества жизни людей, защиту их прав. 

— Именно к таким и федеральные СМИ, и депутаты Думы отнесли закон об освобождении от налога часть доходов людей, пострадавших от чрезвычайных ситуаций. Для нашей области закон крайне актуальный.

— Вы правы. Речь идет об освобождении от уплаты налога на доходы физических лиц тех средств, что люди получили или получат в связи со стихийными бедствиями. Это, например, различные пособия или другая материальная помощь от государства, благотворителей, каких-нибудь организаций. Необходимые поправки в Налоговый кодекс РФ в Думе разработали по поручению Владимира Владимировича Путина, которое он дал после встречи с жителями Иркутской области, пережившей, как и дальневосточные регионы в 2013 году, катастрофическое наводнение. Президент совершенно справедливо отметил, что люди, пострадавшие от чрезвычайной ситуации, а тем более потерявшие свое имущество, не должны платить налог с полученной от кого-либо помощи. Деньги это или что-то другое – не имеет никакого значения.

— Да, но наводнение случилось летом, а закон Дума приняла в конце сентября. Только нашей области федеральный бюджет выделил на помощь пострадавшим порядка 80 миллионов рублей. На государственную поддержку рассчитывают более двух тысяч ее жителей.

— Депутаты учли временной фактор, поэтому закон имеет обратную силу: льготы распространяются на всех, кто пережил различные бедствия с начала 2019 года. Также от налога освобождены доходы граждан, которые предоставляют в аренду людям, пострадавшим от чрезвычайных обстоятельств, жилые помещения. При условии, что плата за такое жилье осуществляется за счет бюджетов различного уровня, то есть в виде льготы. Таким образом государство стимулирует рынок съемного жилья, чтобы дополнительно помочь людям. Пожалуй, именно этот закон я бы назвал одним из важнейших в минувшем сентябре.

— Пока в первом чтении, но без больших споров, Дума приняла законопроект, также представляющий интерес для нашей области. Депутаты хотят сделать не правом, а прямой обязанностью собственников сельхозземель поддержание плодородия почв.

— Скажу больше: не только собственников, но и всякого рода пользователей, в том числе арендаторов. То есть тех, от кого напрямую зависит состояние одного из важнейших наших ресурсов. Сегодня в стране сложилась крайне серьезная ситуация, на которую уже нельзя не обращать внимания. Более 50-ти процентов сельхозземель подвержены разного рода негативным изменениям, связанным с тем, что никто не занимается восстановлением плодородия. Например, раскисление почв, в том числе на Дальнем Востоке, с 1990 года сократилось в 16 раз, гипсование солонцовых – в 61 раз, минеральных удобрений мы вносим в 4 раза меньше, а органических – в 6 раз. Напомню, речь идет о стратегическом нашем ресурсе, по сути – о продовольственной безопасности государства.

— Поэтому обязательно нужны меры на законодательном уровне?

— Именно. Сегодня Земельный кодекс РФ относит проведение мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения к обязанности правообладателей, а закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» – всего лишь к их правам. То есть, существует законодательная лазейка для тех владельцев или пользователей земли, которые в силу различных соображений, например, экономии не хотят заниматься восстановлением плодородия почвы: извлекли прибыль сегодня, а завтра хоть трава не расти, в прямом и переносном смыслах.

Приняв же документ, мы устраним это противоречие. Проект получил в Думе необходимую поддержку, и депутатам предстоит подготовить ко второму чтению свои предложения о том, как проводить агротехнические, агрохимические, мелиоративные и другие работы, направленные на предотвращение деградации земли, с какой периодичностью. Также необходимо рассмотреть возможность участия в этом процессе государства.

— Федеральные СМИ, различные эксперты широко обсуждали работу Думы по созданию единого информационного ресурса со сведениями о населении страны.

—  Правильнее будет не ресурса, а закона, который позволит его сформировать. Документ внесен в Думу правительством РФ. Оно предлагает создать единую информационную базу со сведениями о каждом гражданине на основе данных, что содержатся сегодня в МВД России, Министерстве обороны, государственных внебюджетных фондах и т.п.

В базе предлагается хранить в электронном виде основные данные о человеке. Например, фамилию, имя и отчество, дату, место рождения, реквизиты записи актов гражданского состояния, СНИЛС, ИНН, семейное положение, родственные связи и другие сведения. По мнению правительства, это упростит взаимодействие различных ведомств и органов власти, будет проще запрашивать и получать нужную им информацию.  В итоге это позволит более оперативно принимать решения в сфере государственного и муниципального управления, сократить сроки оказания услуг, сделать эффективнее борьбу с правонарушениями, снизить число мошенничеств при получении мер социальной поддержки, уплаты налогов и сборов.

— Понятно, что ресурс не будет общедоступен. Но нет ли риска, что данные с него могут похитить и разместить, а то и продавать в Сети?

— Такие вопросы звучали в ходе обсуждения проекта. Риск существует всегда, и задача тех, кто создает и работает с таким ресурсом, максимально эффективно защитить данные. В нашем случае ответственным за его ведение предлагается сделать Федеральную налоговую службу, и она же будет обеспечивать защиту всех имеющихся сведений. Опыта в этой работе сотрудникам ФНС не занимать.

— Самым важным документом, который депутатам Думы предстоит принять в ближайшее время, станет, безусловно, закон о бюджете страны на будущий год. Можно ли уже сейчас говорить о каких-то его особенностях?

—  Проект федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов был внесен в Государственную Думу 30 сентября. Согласно прогнозу правительства страны, его доходы в 2020 в сравнении с 2019 годом вырастут на 2,1 процента и составят 20,4 трлн рублей. К 2022 году сумма поступлений в бюджет должна вырасти до 22,1 трлн рублей.  Расходы тоже увеличатся. В 2020 году они составят 19,5 трлн рублей, а к 2022 году достигнут 21,8 трлн рублей. Таким образом, предлагается сформировать профицитный бюджет: в 2020 году этот показатель составит 876,1 млрд рублей, в 2021-м – 612,5 млрд, в 2022-м – 295 млрд.

Сейчас документ обсуждается во фракциях, и в результате этих обсуждений депутаты выработают свою позицию по отношению к документу. Но уже сейчас можно сказать, что приоритетными, во всяком случае для депутатов от «Единой России», станут направления, связанные с поддержкой регионов. Прежде всего необходимо, чтобы средства, заложенные в бюджет, поступили в субъекты Федерации как можно раньше, желательно в начале года. Также активно обсуждается проблема слишком большой разницы в бюджетной обеспеченности различных регионов. На это депутаты, думаю, обратят особое внимание. Кроме того, расходы бюджета должны быть направлены на повышение инвестиционной привлекательности территорий за счет развития на них транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры. И по-прежнему среди приоритетов – финансовое обеспечение государственной программы комплексного развития сельских территорий.

В первом чтении Дума рассмотрит проект бюджета 23 октября. Времени у депутатов, фракций достаточно, чтобы обобщить все предложения, обсудить их с представителями правительства, сделать все для того, чтобы принять согласованный по всем принципиальным позициям документ.

— Парламент ЕАО внес в Госдуму проект закона, который ужесточает ответственность людей, ведущих военно-учетную работу, за непредставление или задержку сведений о военнообязанных. Одновременно областные депутаты предложили увеличить и штраф для так называемых уклонистов. Вы представляли этот документ своим коллегам по Думе. Получили их поддержку?

— Да. И уверен, что ничто не помешает нам принять законопроект уже в ходе нынешней сессии. Я выступил с докладом на заседании комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству. Коллеги согласились с тем, что закрепленные сегодня в Кодексе РФ об административных нарушениях меры наказания не являются серьезным препятствием ни для должностных лиц, ни для самих призывников. Штрафы за эти правонарушения не менялись более десяти лет и составляют от ста до тысячи рублей. Вряд ли их можно назвать эффективным инструментом в борьбе с нарушениями в сфере воинского учета. Поэтому комитет подержал предложение парламента ЕАО в два-три раза увеличить эти суммы и рекомендовал Думе принять закон в первом чтении. Что и было вскоре сделано.

В ходе обсуждения депутаты особо отметили, что инициатива их коллег из ЕАО напрямую связана с укреплением обороноспособности страны. Документ также получил поддержку правительства страны. Поэтому уже в ближайшее время он приобретет статус федерального закона.

Joomla SEF URLs by Artio
 
1