Ошибка
  • JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 18033

Как в Биробиджане решают проблемы слепых людей

Говорящие светофоры: польза или вред?

БИРОБИДЖАН, 8 декабря, «Город на Бире» — Говорящие светофоры появились в Биробиджане недавно и сразу на многих перекрёстках. Отношение горожан к этому новшеству разное. Одних оно раздражает, другие относятся безразлично. Немало и тех, кто расценивает его как заботу об инвалидах – прежде всего слепых и слабовидящих.

Инициатором оснащения светофоров громкоговорящими устройствами стала прокуратура. Год назад по настоянию этого надзорного органа на многих общественных зданиях появились информационные таблички, оформленные шрифтом Брайля. Необходимость в них, на мой взгляд, сомнительная. Свои соображения я выразил в статье «Брайль для троих» («Ди Вох» № 5 от 31.01.2019). В городском обществе слепых всего трое пользуются этим способом чтения, потому как давно есть современные программы для смартфонов, позволяющие инвалидам по зрению получать необходимую информацию. А что касается табличек на зданиях, то прежде, чем прочитать их, слепой человек должен без сопровождающего добраться до нужного ему учреждения и на ощупь найти эту вывеску на стене. Абсурдность нововведения вроде бы очевидна, но заместитель прокурора города Олеся КЛЮЧЕНОК объяснила, что этого требует 181-й закон РФ, гарантирующий инвалидам право на беспрепятственный доступ к объектам инфраструктуры.

Между прочим, третья статья этого закона содержит множество пунктов, в которых перечисляются меры и способы обеспечения этого самого доступа. И таблички с рельефно-точечным шрифтом, которым слепые сейчас практически не пользуются, не самые необходимые им. Предположу, что начали с них потому, что на изготовление табличек бюджетных средств не требовалось.

Следующим шагом стало введение звуковых сигналов на светофорах. Прокуратура добилась, чтобы устройства, издающие ритмические сигналы, были установлены на большинстве регулируемых переходов. Кое-где это вызвало жалобы: сигналы были слишком громкие. Силу звука отрегулировали, и пикающие светофоры перестали раздражать народ.

А в сентябре светофоры заговорили! Да так громко, что в близлежащих домах люди с повышенной чуткостью к шуму занервничали. Очередное новшество обошлось городскому бюджету в триста тысяч рублей.

Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» был принят почти четверть века назад, но говорящие светофоры в России появились сравнительно недавно. Самое раннее сообщение – из Калининграда – я нашёл в интернете. Оно датировано 2014 годом. В городе с числом жителей в полмиллиона тогда установили пять таких светофоров. Причём, говорится в сообщении, для исключения неудобств у жителей, проживающих вблизи, громкость автоматически понижается в вечернее время, и устройство отключается на ночь.

За пять лет число городов с говорящими светофорами возросло ненамного. В столице, например, такое устройство заработало в тестовом режиме вблизи стадиона Лужники во время прошлогоднего чемпионата мира по футболу. Я был в Москве три месяца назад и не встретил ни одного голосового устройства. В Санкт-Петербурге в январе установили один такой светофор и пообещали, что в ближайшее время появятся ещё два. В этом году первые светофоры появились в Иркутске. Начальник тамошней службы эксплуатации светофорных объектов сообщил, что прорабатывается перечень пешеходных объектов, где будут установлены «голосовые командиры». В первую очередь, заявил он, они появятся рядом с социальными объектами.

Как видим, при вводе этого новшества проявляется определённая осторожность. В Смоленске громкоговорящие устройства на светофорах отключили… по представлению городской прокуратуры, куда посыпались жалобы от горожан. Мой коллега Эдуард Тираспольский был недавно в Хабаровске и сказал, что и там система отключена.

В несравненно меньшем по населению и площади Биробиджане громкоговорители на светофорах установили сразу на 19 перекрёстках. Похоже, никто не изучал, сколько их нужно, где их лучше установить, какова должна быть мощность звука. Зато теперь можно проставить жирную галочку: забота о слепых и слабовидящих проявлена! При этом из обширных требований закона вычленены всего два наименее затратных пункта – Брайль и светофоры. Понятно, что оснастить автобусы громкоговорящими устройствами, которые бы объявляли номер маршрута; оборудовать автобусные остановки так, чтобы инвалиды могли свободно войти в салон; и многое другое по-настоящему необходимое инвалидам для бюджета города непосильно. А в результате ситуация напоминает нищего франта в куцем фраке, рваных штанах и изношенной рубашке, но с новым галстуком-бабочкой на шее. И сомнительно, чтобы в ближайшие годы у Биробиджана появились возможности изменить инфраструктуру, сделав её максимально комфортной для людей, в том числе и слепых.

В некоторых городах – Ростове-на-Дону, Сочи, Санкт-Петербурге, Симферополе – опробуют другой подход к решению проблем инвалидов. Там внедряется система «Говорящий город». Лишённым зрения людям выдаются специальные абонентские устройства, которые информируют их о транспортных средствах общего пользования, остановках общественного транспорта, регулируемых дорожных переходах и других жизненно важных объектах. Наверное, индивидуальные приборы недешёвые. Требуются средства на оснащение переходов, зданий информирующими устройствами. Однако всё это несравнимо дешевле, чем решать малые проблемы, оставляя крупные, как говорили древние римляне, до греческих календ, то есть надолго, если не навсегда.

Михаил КЛИМЕНКОВ

4 декабря мэрия Биробиджана пообещала перенастроить звуковые светофоры до конца декабря. Работы поручены «Чистому городу», там есть специальное программное обеспечение, чтобы отрегулировать уровень шума, который должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям. Исполняющий обязанности первого заместителя мэра Биробиджана Павел БЫЛИНКИН подчеркнул, что потребуется консультация специалистов от Роспотребнадзора: «Полностью убрать звук или сделать его ниже нормы мы не можем. Извещатели рассчитаны на слепых и слабовидящих граждан, чтобы они слышали сигнал».

Joomla SEF URLs by Artio
 
1